Что значит писать и говорить на тему

  • Роганова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1) Работа с текстом, записанным на доске.

Сентябрь – первый ша… осени. Пр…рода ч…тко
прощ…ется с летним т…плом. По утрам уже осенняя
свежесть. Лес в сентябре см…няет свой з…леный
наря… на пестрый. Листья устилают землю
разноцветным к…вром.

Учитель в слух читает текст, затем обращается к
классу с вопросами:

— Можно считать эту запись текстом? Почему?
— Что такое текст?
— Как можно озаглавить этот текст? (Первый шаг
осени)

Затем ученики записывают в тетради название
текста, сам текст, вставляя пропущенные буквы
(Комментированное письмо).

После записи текста учитель обращается к
классу со следующими вопросами:

— Какая связь предложений в тексте?
(Параллельная)

— К какому типу относится этот текст? (Описание)
— Почему?
— Помним, что описание – это текст, в котором
перечисляются признаки предмета, какими он
обладает в определенный момент времени.

Чтобы описывать правильно, ярко, хорошо, нужно
уметь наблюдать все окружающее уметь видеть
цвета и оттенки цветов, слышать звуки, различать
запахи и всеми этими наблюдениями пользоваться
при описании.

2) Далее учитель обращает внимание учащихся на
другую запись на доске:

Лес, точно расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И. Бунин.

— Это текст?
— Нет. Здесь одно предложение, а текст – это
сочетание предложений.
— Что означает слово багряный?

(После ответов учащихся чтение в “Толковом
словаре” Шанского статьи о слове багряный).

— Покажите листья багряного цвета. (Ученики к
уроку принесли разноцветные листья).

— Подберите однокоренные слова.
— Запишите это слово в свои словарики, запомните
его значение и правописание.

Багряный, багрец.

Эти слова часто используют поэты, создавая
стихи об осени:

Роняет лес багряный свой убор…

(А. С. Пушкин)

Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…

(А. С. Пушкин)

Багряная листва,
Покрытая морозною росою,
Шуршит в аллее под моей ногой…

(И. Бунин)

3) Затем учитель предлагает детям очень
внимательно послушать полностью стихотворение
Ивана Бунина, откуда взято первое предложение
“Лес, точно терем расписной…” Стихотворение
наизусть читает ученица.

После чтения стихотворения учитель обращается
к классу с вопросами:

— О чем это стихотворение?
— Об осени, об осеннем лесе.
— Действительно, это стихотворение об осени.
Каждый текст, поэтический или прозаический,
создается на определенную тему.

Мы с вами сегодня на уроке и будем говорить о
том, что значит писать и говорить на тему.

Тема наших высказываний – осень.

Итогом нашей работы будет создание вами
сочинений-миниатюр на узкую осеннюю тему.

III. Объяснение нового материала, его
усвоение и закрепление.

— Откройте учебники “Русская речь” (автор
Бабайцева, 5-7 кл.)
на стр. 18 и найдите
определение о том, что такое тема текста (Вслух
читает определение ученик).

Устное выполнение 30 упражнения (составление
текста из предложений, определение темы
составленного текста).

— Создавая текст, надо помнить, что каждое
предложение должно помогать раскрытию темы.

Перед вами сочинение ученика (написано на
доске).

Прочитайте его, укажите предложения, которые не
помогают раскрытию темы.

Лес осенью.

Быстро пролетело веселое лето. В лес пришла
осень. Она позолотила деревья. Летом я отдыхал в
деревне у бабушки. Мы с ребятами ходили в лес за
ягодами. Резкий осенний ветер срывает листья,
разносит их по лесу, который поет свою грустную
песню.

Ученики отмечают предложения, не относящиеся к
теме текста.

4) Устно выполняется упражнение 32 (определение
темы поэтического текста).
Тема – осень.

Минуты поэзии.

5) Учитель обращается к классу:

— Вы, ребята, учили много стихов об осени. Знаете,
что осень любимая пора Пушкина.

Сейчас прослушаем стихи об осени, которые вы
выучили наизусть. Слушая стихи внимательно,
постарайтесь запомнить, какие красочные
определения используют поэты, чтобы создать
яркую картину осени?

Ученики читают наизусть стихи об осени Пушкина,
Лермонтова, Есенина, Бальмонта, Заболоцкого и
других поэтов.

Затем ученики говорят о тех определениях,
сравнениях, которые использовали поэты для
создания в своих стихах красочной картины осени.

Лес осенью – терем расписной, в “багрец и
золото одетый”; “сказочный чертог”. “В саду
горит костер рябины красный…”

Осень – “очей очарованье”, приятна ее
прощальная краса, осень славная. Листья –
золотые, багряные, словно мотыльки, бабочки,
словно золотые кружочки. Листопад – пышный
карнавал.

— А сейчас, ребята, я вам расскажу стихотворение
об осени, которое написала Маргарита Ашгер. (Учитель
читает стихотворение наизусть).

Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая,
Приниматься ей этак иль так.

То раздумает, краски мешая,
И в смущенье отступит на шаг,
То зайдется от злости и в клочья

Все порвет беспощадной рукой
И однажды решительной ночью
Обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья в пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести.

6) После чтения стихотворения учитель обращает
внимание учащихся на репродукции картин
Левитана, Грабаря, Подляского, изображающих
картины осени, повторяя при этом две последних
строчки стихотворения Ашгер:

…Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести.

Отмечает учитель и рисунки учащихся,
выполненные к данному уроку. (До урока ученики
получили задание – нарисовать осень, какой они
ее увидели. К уроку оформляется выставка
рисунков учащихся на осеннюю тему).

Далее – небольшой рассказ учителя о
репродукциях картин художников на осеннюю тему.
Особо отмечаются репродукции Левитана,
создавшего около 100 картин осени.

7) Учитель обращается к детям:

— Вся наша работа на уроке, разговор на осеннюю
тему, поможет вам создать свои тексты об осени.
— Предлагаю вам не широкую тему “Осень”, а узкие
темы сочинений: “Огненная рябинка”, “Осеннее
солнышко”, “Золотые березки”, “В парке
осенью”, “Осенние приметы”, “Осенний лес”.
— Ваше сочинение – небольшая зарисовка на узкую
осеннюю тему, сочинение-миниатюра.
— Каков должен быть тип вашего текста?
— Описание.
— Что должны вы помнить, выбрав тему?

Каждому ученику учитель дает памятку:

“Что значит писать и говорить на тему”.

  1. Тема текста – это то, о чем (о ком) в нем
    говорится.
  2. Готовясь к устному и письменному высказыванию,
    вдумайся в его тему.
  3. Каждое слово в названии темы имеет значение.
  4. Высказывание надо строить так, чтобы каждое
    предложение в нем помогло раскрытию конкретной
    темы.

Перед работой над сочинением учитель просит
учащихся открыть “Русскую речь” на стр. 90 и
прочитать высказывание Паустовского о слове, его
значении в тексте.

— Интересно ли следующее сочинение ученика?

Наступает осень. Желтеют листья. Неярко светит
солнце. Набегают тучи. Моросит дождь. Листья с
деревьев опадают. Птицы улетают на юг.

— Почему не интересен этот небольшой текст?
— А сейчас сочинение ученика сравните с небольшим
текстом Михаила Пришвина “Молодой клен”.

Молодой клен в хвойном лесу… Кажется, что это
не дерево, а стая желтых птиц взлетела и
остановилась в воздухе.

Чуть тронуть деревце – и все птицы золотые
разом полетят и сядут на тебя, золотые, с длинными
красными ножками.

IV. Работа учащихся над
сочинением-миниатюрой
(4-5 минут).

Вдохновляет учащихся музыка Чайковского
(“Времена года”, пьеса “Октябрь”).

V. Домашнее задание – отредактировать
классное сочинение-миниатюру, запомнить
определение, что такое тема текста.
VI. Несколько работ в конце урока дети читают
вслух, учитель комментирует их.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
учащимся за работу.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *