Дидактические игры на уроке литературы

  • Иванова Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Одним из путей активизации познавательной
деятельности школьника, развития его
интеллектуального потенциала являются новые
системы, технологии и методы обучения; в
дидактике они получили название “активных”
(АМО).

Активные методы обучения (АМО) — такие методы
обучения, при которых деятельность обучаемого
носит продуктивный, творческий, поисковый
характер. АМО влекут за собой изменение взглядов
на роль ученика в процессе обучения: теперь он
уже не “объект”, а “субъект” образования,
обладающий уникальной индивидуальностью. Задача
учителя — оказать ему педагогическую поддержку в
стремлении к самореализации, самоактуализации и
другим внутренним механизмам, способствующим
индивидуальному саморазвитию. АМО ориентируют
учителя на гуманистический подход, вернее, на
гуманистическую парадигму образования, цель
которой — ценностное отношение к ребёнку и
детству как особенному периоду в жизни человека,
т.к. в этот период интенсивно (при педагогической
поддержке) развиваются интеллектуальный
потенциал, творческие способности и
познавательные интересы.

Дидактическая игра, сущность которой —
моделирование имитация, — один из активных
методов обучения (АМО), применяемых на уроках
русского языка. В игре в упрощённом виде
воспроизводится действительность и операции
участников, имитирующих реальные действия.
Основной мотив игры — не результат, а процесс, в
котором учащиеся передвигаются от усвоения
фактов языка к их связям, объяснению языковых
явлений.

Не секрет, что формы контроля ЗУН на уроке в
основном однообразны: диктанты, тесты, разборы и
т.п. Эти виды работ не отражают взаимодействия
знаний теории языка и практики речевого
развития. В игре же они тесно переплетаются,
предусматривая прирост знаний и умений по
предмету, всестороннее развитие основных видов
речевой деятельности: понимания, говорения,
письма.

Важно одно условие: игра не подаётся в готовом
виде. Ученикам предлагается принять активное
участие в её разработке, во время которой
направляются и координируются действия
“разработчиков” в создании заданий.

“Лексика и фразеология” — тема, предполагающая
знакомство шестиклассников с основными
понятиями лексикологии, лексикографии, где слово
рассматривается с трёх основных точек зрения:
семантической, функциональной, генетической,
каждая из которых отражает определённую систему
понятий. Центральное место в этой системе
занимает понятие лексического значения,
семантической сути, “души” слова (по С.И.
Львовой).

Игра “Лексикография”, разработанная в
содружестве с учениками, выступает не только
способом проверки ЗУН и лингвистической
компетентности по данной теме, но и даёт
возможность активизировать познавательные
интересы и интеллектуальный потенциал
школьников.

В создании игры приняли активное участие
учитель и ученики. На первом, подготовительном,
этапе класс разделился на группы, каждая
получила пословицу о книге (решалась и
воспитательная цель: привитие интереса к книге,
чтению). К данной пословице учитель и
“разработчики” подготовили ряд заданий:

  • решение кроссворда “Слово” (заполнение клеток
    словами, составленными из букв, входящих в ряд
    слов пословицы, например, такой “Книги не
    говорят, а правду сказывают”);
  • сочинение по теме “Пословицы”;
  • обыгрывание полученных слов в составе
    предложений;
  • оформление толкового словарика из новых слов;
  • подбор синонимов к указанным словам;
  • подбор антонимов;
  • рассказ об одном из словарей и его составителе;
  • воспроизведение фразеологических оборотов с
    указанным ключевым словом.

Полученные сведения группируются и обобщаются
с точки зрения связи этих явлений языка с
проблемой толкования и точного, выразительного
употребления слова в устной и письменной речи.

Рамки статьи ограничивают возможность
рассказать подробно о тех заданиях, которые
подготовили дети для каждой группы на
специальных карточках.

Во время урока учащиеся обмениваются ими.

Примерные вопросы и задачи,
предложенные первой группе по содержанию
пословицы “Книги не говорят, а правду
сказывают” другой группой.

Задания к игре составлены так, что дают
возможность каждой группе ещё до проведения
урока начать игру.

Проведён доигровой инструктаж: учащиеся
заблаговременно знакомятся с условиями и
правилами этой игры и составлением задач к ней.
Группы во время обсуждения и решения заданий
образуют своеобразный “бутон”, т.е. привстают,
сближаются головами, перешептываются, ищут
правильные ответы. Видно сразу, все ли участвуют
в поиске. По правилам, высказаться можно только
тому, кому поручила группа. Таким образом, каждый
участник игры сможет доказать общую точку зрения
в решении вопроса. “Знатокам” приходится
делиться знаниями с товарищами. По сути,
происходит то, что Х.И. Лейметс называет
взаимообогащением. Эффективность методики
налицо: уровень языкового мышления, речи,
культуры выступлений, знаний учащихся дают
возможность убедиться в неподдельном интересе к
теме, желание знать больше. Ребята учатся
самостоятельно мыслить, формировать суждения,
ценить интересные находки, догадки.

Дидактическая игра развивает у детей
стремление работать плодотворно, приучает к
терпимости, желанию поделиться своими знаниями.
На таком уроке предоставлена возможность всем
ученикам быть разными и радоваться тому, что у
всех есть что-то общее. Общее — это то, что всех
объединяет:

  • содержание урока;
  • радость совместных решений;
  • эмоциональные проявления и пр.

Такой урок даёт возможность почувствовать и
отличительные свойства каждого:

  • настроение;
  • способности;
  • способы решений;
  • интересы.

Дети начинают понимать, что не надо бояться
учиться: кто-то обязательно поможет. Или учитель,
или ученик. Вместе можно преодолеть то, что не
получается, не решается.

При такой методике каждый ученик ощущает
собственную необходимость, ответственность не
только за свои действия, но и за действия другого.
Каждый свободен в выборе. Игра вырабатывает
чувство раскованности. По сути — это урок
творчества. “Уроки творчества — это попытка
выйти на процесс собственного образования как
“передачу культурных образцов и представления о
мире” и формирования на этой основе опыта
творческой деятельности” (О.А. Казанский). В то же
время дидактическая игра позволяет учителю
лучше оценить, как усвоена тема, каковы
возможности учащихся, кому следует в большей или
меньшей мере оказать педагогическую поддержку.

Организационно-методические возможности в
подготовке и проведении игры учителя и учеников
неисчерпаемы, как и стремление к познанию,
творческой деятельности.

Литературные игры; (Приложение-расшифровка).

Литературное путешествие

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *