Инновационные формы методической работы в ДОУ

  • Киселёва Надежда Николаевна, заместитель заведующего по УВР

Что такое инновация? Даются различные
определения.

В целом под инновационным процессом понимается
комплексная деятельность по созданию, освоению,
использованию и распространению новшеств.
Инновация – это конечный результат внедрения
новшества с целью изменения объекта управления и
получения позитивного эффекта.

Инновационная методическая работа — часть
профессионально-управленческой, педагогической
деятельности, отличительными особенностями
которой являются: обеспечение работы
образовательного учреждения в режиме развития.

Цель: повышения профессионального
мастерства педагогов

Задачи:

  • Повысить качество и уровень образовательных
    услуг;
  • Повысить уровень конкурентно-способности
    педагогов на рынке образовательных услуг;
  • Создать методическое и научно-методическое,
    дидактическое обеспечение образовательного
    процесса;

Необходимо создать следующие условия
для организации инновационной работы в ДОУ

— Установить взаимосвязь между теорией и
практикой в методической работе, усилить
практическую направленность, нацеленность на
оказание реальной помощи педагогам и
воспитателям.

— Обеспечить педагогов информацией об
инновационных фактах и явлениях, проведении
опытно-экспериментальной деятельности .

— В методической работе учитывать
индивидуальные особенности каждого педагога.

— Активизировать творчество и инициативу
каждого педагога через стимулирование за
инновационные формы работы.

— Выделить достаточно времени в
образовательном процессе на методическую и
инновационную деятельность

Инновационные формы методической работы
разделила на 2 группы:

Теоретические и практические, которые
подразделяются на коллективные и индивидуальные

К теоретическим, коллективным формам работы
относятся:

  1. Семинары по обсуждению значимых педагогических
    явлений, докладов, технологий, методик и т.д.
  2. Практические семинары с представлением опыта
    работы по освоению методик, технологий.
  3. Педагогические советы, как форма поиска,
    изучения и обсуждения интересных подходов и
    решений
  4. Педагогический всеобуч для опытных педагогов
    по обучению опытно-экспериментальной
    деятельности .
  5. Минутки искусства
  6. Экспресс-маршруты.

К теоретическим, индивидуальным формам работы
относятся:

  1. Собеседование по определению задачи и выбору
    форм работы.
  2. Подготовка доклада, конспекта проекта, работы
    по актуальной проблеме педагогического
    эксперимента
  3. Индивидуальные беседы-убеждения.
  4. Индивидуальные рекомендации по изучению
    литературы.
  5. Хочется более подробно остановиться на
    некоторых теоретических коллективных формах
    работы.

Семинары. Уже более 10 лет мы
сотрудничаем с образовательной системой “Школа
2100 (Детский сад 2100)” и это даёт нам возможность
приглашать авторов пособий, методистов
программы. Раз в два года мы проводим такие
семинары, на которых педагоги изучают новые
технологии, методики для работы по программе. На
практические семинары — сами выезжаем, по
приглашению на семинары в Москву, представляем
опыт работы по программе, интересные
методические находки.

Педагогические советы. Особое
внимание уделяем проведению педагогических
советов , наиболее интересные формы проведения:
“ Церемония”, “ Собираем портфолио”, “Ярмарка
педагогических находок” “Педсовет-игра”.
Например: “Портфолио”-проводится по итогам года
цель, проведения такой формы -закрепления
содержания положения о портфолио ; “Ярмарка” –
на данном педсовете представляем наиболее
интересные формы, приёмы работы по какой-либо
теме. Некоторые варианты проведения педсоветов
“Церемония” “Педсовет-игра” смотри Приложение 1. Приложение 2

Педагогический всеобуч для опытных
педагогов
включает совместное изучение
документов, составление и обсуждение планов
работы по экспериментальной деятельности,
программ дополнительного образования.

Минутки искусства — они необходимы
педагогам не меньше чем знание методик и
технологий. Кто как не педагоги научат малышей
слушать музыкальные произведения, воспринимать
художественные произведения. И этому педагогов
также необходимо учить.

Экспресс-маршруты — чаще всего
планируем такую форму работы по изучению родного
края и адаптации материала для работы с детьми.

Экспресс-маршруты проводятся и в том случае
когда детский сад работает по единой
методической теме. Каждой группе педагогов
предлагается самостоятельно разработать
какое-то одно направление в короткие сроки. Такая
форма работы даёт возможность научиться
самостоятельно работать с различной литературой
и собрать богатый материал, который оформляется
и используется в работе педагогами ДОУ.

Теоретические индивидуальные формы
методической работы

В начале учебного года с каждым педагогом
провожу собеседование по подготовке группы к
учебному году, выбору темы самообразования,
составлению плана по опыту работы. Это даёт
возможность каждому педагогу обговорить и
спланировать свою методическую работу на
учебный год. Считаю, что индивидуальные формы
такие как: совместная подготовка доклада,
конспекта, беседа по прочитанной литературе,
взаимоанализ документации и т.д более
эффективные для повышения профессионального
мастерства педагога.

Практические коллективные формы работы:

Практические индивидуальные формы работы:

Творческая группа действует на
основе положения о творческой группе. В нашем
детском саду действует несколько творческих
групп, в которые входят, по желанию педагоги ДОУ
Творческая группа “Досуг” цель создания —
организация и проведение различных видов
коллективного досуга , семейных клубов.
Творческая группа “Выставочный зал” цель
создания — организация работы выставочного зала
ДОУ. Творческая группа “Имидж ДОУ”цель её
создания , работа по распространению опыта ДОУ
Педагоги оформляют стенд “Новости в
“Аленьком”, выпускают газету “Узелок на
память” для родителей, педагогов.

Педагогические мастерские
взаимопросмотры мероприятий с детьми

Педагогический всеобуч для начинающих
педагогов.
— чаще всего это практические
занятия для начинающих педагогов на которых свои
педагогические находки представляют опытные
педагоги.

Методические, творческие обмены на
Городских Профессиональных Обьединениях . Девиз
мероприятий “Минимум теории — максимум
практики”

Коллективное составление сборников,
методических разработок
Педагоги
совместно составляют перспективные планы,
разработки деятельности с детьми, которые входят
в образовательную программу ДОУ и используются в
работе .

Профессионально-педагогические
экскурсии

Большое значение для расширения кругозора и
создания микроклимата в коллективе имеют
различные встречи, поездки. Ведь можно оставить
содержание, но сменить обстановку и получится
совсем другой обучающий эффект. Совместно можно
посетить музеи, выставочные залы, концерты,
организовать с различными коллективами
творческие встречи.

Творческие встречи помогают нам
черпать интересные находки, использовать их в
своей работе . Это встречи с народными умельцами,
дизайнерами, педагогами других ДОУ

Копилка методических идей и
педагогических достижений.
Различные идеи,
которые у нас возникают мы записываем и пытаемся
реализовать в проектах.

Участие в конкурсах помогает
находить и воплощать инновационные находки.
Хочется отметить, что участие в конкурсах
сплачивает весь коллектив.

К практическим индивидуальным формам
работы относятся:
Разработка проектов.
Индивидуальное составление планов, конспектов
Наставничество , которое организуется на основе
положения . Творческий отчет каждого педагога по
результатам учебного года в форме заполнения
карты индивидуальных достижений педагога.
Хочется отметить, что одна из главных задач этих
форм работы — умение оказать друг другу
практическую помощь, разработать рекомендации,
пособия не для себя. а для всех.

Остановимся на инновационных находках, которые
вошли в основу педагогического опыта многих
педагогов. :Праздник “ Старшего брата”
(Поздравление семьи с рождением ребёнка
);Дегустация родителями обеда в детском саду;
Поздравление пожилых людей на улицах города
–“Акция поздравление”; Парад “9 мая”; Театр
“Взрослые – детям ; “Семейный отдых в музее”;
“Дизайн-студия под открытым
небом”;Интерактивные родительские собрания.

.Результат работы по использованию
инновационных форм методической работы
Педагогами
ДОУ созданы программы дополнительного
образования. Педагоги ДОУ- победители конкурса г
Котласа, Архангельской области на поощрение
лучших педагогов . Большинство педагогов
имеют высшую и первую категорию. Детский сад
является методическим центром программы “Школа
2100-Детский сад 2100” и получил право работать в
режиме федерального эксперимента. Это всё
сказывается на воспитании и обучении детей.
Результаты подготовки к школе — 50-60% детей высокий
уровень Ежегодно дети принимают активное
участие в конкурсах ДОУ, города, области занимая
призовые места.

В настоящее время, когда существует проблема
формирования педагога инновационного
дошкольного учреждения, обладающего
компетентностью, креативностью, готовностью к
использованию и созданию инноваций, умению вести
опытно-экспериментальную работу — методическая
работа должна занимать особое место в системе
управления дошкольным учреждением так как,
прежде всего, способствует активизации личности
педагога, развитию его творческой деятельности.

Related posts:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *