Интеллектуальный марафон познавательная игра для учащихся 2-го класса

  • Симонова Галина Васильевна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: обобщить знания учащихся по разным предметам; развивать интерес к интеллектуальному труду; способствовать развитию интеллектуальных способностей; воспитывать познавательные интересы; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование для игры: конверты с заданиями для команд, рисунок древа знаний на доске с названиями предметов, плакат « Звёздный след» для подведения итогов, презентация, задания для конкурсов, фишки с улыбками и ладошки из цветной бумаги с именами детей, разноцветные листья клена из бумаги.

За каждый правильный ответ команда получает фишку с улыбкой.

Структура проведения интеллектуального марафона

  1. Вводная часть
    • Разминка
  2. Основная часть
    • Математический конкурс
    • Литературный конкурс
  3. Подведение итогов

Ход интеллектуального марафона

I. Вводная часть

(Слайд 1-3)

Дети входят в празднично оформленный класс и садятся по командам («Эрудиты», «Умники»).

(Звучит песня «Чему учат в школе», на экране фотографии участников)

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. На ней необычное дерево – древо познания.

Что висит на нём? Верно, это названия предметов, которые мы изучаем. Они помогут нам ответить на вопросы интеллектуального марафона.

1 ученик:

Что, когда, откуда взялось,
Что исчезло, что пропало,
Где кончается Земля,
Начинаются моря?

2 ученик:

Кто завёл врагов в болото?
Где ночуют бегемоты?
Кто висит ногами вверх?
Кто бежит быстрее всех?

3 ученик:

Нам ответ откроет он –
Интеллектуальный марафон.

1. Разминка (Слайд 4)

Команды готовы? Эрудиты? Умники?

Эрудиты (Блицтурнир)

  1. Что наступает после весны? (Лето)
  2. Кто жених Мухи – цокотухи? (Комар)
  3. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  4. Большая часть суши, окружённая водой. (Материк)
  5. Самый большой материк. (Евразия)
  6. Самое большое однозначное число. (9)
  7. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? (И.А. Крылов)
  8. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года).

Умники (Блиц-турнир)

  1. Сколько звуков в слове мышь? (3)
  2. Когда деревья сбрасывают листья? (Осенью)
  3. Самое маленькое двузначное число? (10)
  4. Самый маленький материк на земле. ( Австралия )
  5. Часть суток с утра до вечера. (День)
  6. Когда Ю. А. Гагарин совершил первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 года)
  7. Девочка, появившаяся в чашечке цветка,
    И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
  8. Что ест зимой медведь? (Он спит зимой)

II. Основная часть

Математический конкурс (Слайд 5)

Математика – царица наук

1 ученик:

Математика повсюду –
Глазом только поведёшь,
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.

1. Задачки из конверта (Слайд 6)

(Каждая команда получает конверт с задачами и выполняет их письменно)

Обведи правильный ответ:

  1. Незнайка прожил в Цветочном городе 1 неделю и 3 дня. Сколько всего дней прожил Незнайка в Цветочном городе?
    10; 9; 4
  2. 5 одинаковых мячиков и 3 одинаковых куклы стоят столько же, сколько 4 таких же мячика и 4 такие же куклы. Что дороже: мячик или кукла?
    Поровну; мячик; кукла
  3. Брату 8 лет, а сестре 13 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 10 лет?
    13; 15; 11
  4. 12 муравьёв решили полетать на стрекозах. На каждую стрекозу село по 3 муравья. Сколько было стрекоз?
    3; 4; 12
  5. Пятачок отдал Вини Пуху половину своих конфет и ещё 1 конфету. После этого у него осталось 3 конфеты. Сколько конфет было у Пятачка?
    6; 4; 8
  6. Две обезьяны нашли 8 кокосовых орехов. По пути они поссорились с крокодилом и бросили в него по ореху. Затем они помирились и несколько орехов съели. Сколько орехов съели обезьяны, если домой они принесли половину того, что у них было?
    1; 2; 3

(Правильные ответы – 10, поровну, 15, 4, 8, 2.)

2. Сообразилка (Слайд 7-9)

Умники

На красной коробочке написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зелёная коробочка пуста», а на зелёной – «Здесь сидит змея». Тортилла сказала:

«Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а третья – пуста, но все надписи неверны»

Где лежит золотой ключик?

(В зелёной коробочке)

Эрудиты

Аня, Боря, Вера и Гена всего поймали 10 рыбок, причём каждый из детей поймал разное количество рыбок. Аня поймала больше всех, а Вера – меньше всех. Кто поймал больше рыбок, мальчики или девочки?

(Поровну)

3. Гонка за лидером (Слайд 10)

Эрудиты

  1. У Вали 3 яблока. Она съела все, кроме 2. Сколько яблок у неё осталось?
  2. Если петух закукарекает, то человек проснётся. Сколько петухов должны прокукарекать, чтобы проснулись 5 человек? (1)
  3. На что похожа половина яблока? (На другую половину)
  4. Аня старше брата на три года. На сколько лет Аня будет старше брата через 5 лет? (На 3 года)
  5. В каком слове семь букв «я»? (Семья)

Умники

  1. 3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 ч.)
  2. У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8)
  3. Летели семь страусов. 1 страус присел отдохнуть. Сколько страусов полетело дальше? (Страусы не летают)
  4. В каком слове 100 букв «л»? (Стол)
  5. В теремке мышка живёт выше лягушки, но ниже зайчика. Кто живёт выше всех? (Зайчик)

4. Найди закономерность

(Слайд 11-12)

.  

 

Литературный конкурс (Слайд 13)

Чтение – вот лучшее учение

1 ученик:

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём

1. Разминка (Слайд 14)

  1. Прибаутка перед сказкой. (Присказка)
  2. Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобка)
  3. В каком городе жил Незнайка? ( В Цветочном)
  4. Кто написал басню «Муравей и голубка»? (Л.Н. Толстой)
  5. Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
  6. Какое слово складывал Кай во дворце у Снежной королевы? (Вечность)
  7. Поклонник и воздыхатель Мальвины? (Пьеро)
  8. Девочка, растаявшая весной. (Снегурочка)
  9. На ней Емеля ездил к царю. (На печке)
  10. Где спрятался седьмой козлёнок? (в печке)
  11. Кто написал рассказ «Живая шляпа»? (Н.Н. Носов)
  12. Что посоветовал Муравей Стрекозе в басне И.А. Крылова? (Поплясать)
  13. От кого убежала посуда? (От Федоры)
  14. Кто придумал кота Матроскина и Чебурашку? (Э.Н. Успенский)
  15. Лучший в мире крокодил. (Гена)
  16. Сказочная скатерть. (Самобранка)

2. Угадай имя (Слайд 15)

(

На экране портреты писателей под номерами 1, 2, 3, 4)

  1. Александр Сергеевич Пушкин;
  2. Иван Андреевич Крылов;
  3. Лев Николаевич Толстой;
  4. Михаил Юрьевич Лермонтов

3. Задания из конверта (Слайд 16)

  1. Закончите пословицу «Крепкую дружбу …»:
    а) и топором не разрубишь.
    б) водой не разольёшь.
    в) всегда помнить будешь.

  2. Кто написал произведение «Приключения Незнайки и его друзей»?
    а) Носов Н.
    б) Драгунский В.
    в) Голявкин В.

  3. Что это? Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот , не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими.
    а) Вода
    б) Каша
    в) Мука

  4. Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке С.Я. Маршака«Двенадцать месяцев»?
    а) Фиалки
    б) Подснежники
    в) Ландыши

  5. Что значит «Работать спустя рукава»?
    а) Хорошо работать.
    б) Плохо работать, лениться.
    в) Работать в одежде с длинными рукавами.

(Правильные ответы – а, а, а, б, б.)

4. Угадай-ка

(Угадайте автора и название произведения.)

1) Сценка из сказки В.П. Катаева «Цветик – семицветик»

Витя сидит на скамейке. Жене захотелось с ним познакомиться. Она подходит к нему.
– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
– Витя. А тебя?
– Женя. Давай играть в салки?
– Не могу. Я хромой.
– Как жалко! – сказала Женя, – ты мне очень понравился.
– Ты мне тоже очень понравилась. И я бы с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик – семицветик. – Гляди!
Девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
В ту же минуту Витя вскочил на ноги, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать.

2) Просмотр отрывков из мультфильмов (Слайд 17-18)

5. Верно? Неверно? (Слайд 19)

(Угадайте героя и название произведения)

– Где ваше платье бальное?

Где туфелька хрустальная?
– Простите, я спешила…
Меня зовут Страшила. (Золушка)
Плюшек я тебе припас!
Прилети ко мне хоть раз,
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире Карабас! (Карлсон)
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор Бармалей. (Айболит)
Девочка пела в тёмном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка, – словно малина!
Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка)
Целый день в зелёной коже,
Целый день всё «квак» да «квак»,
Но скрывается под кожей
Всех мудрей
И всех пригожей…
Кто?
Царевна Шапокляк! (Царевна-лягушка)
(И. Гамазкова)

III. Подведение итогов

(Слайд 20)

Наш марафон подошёл к концу. Молодцы, интеллектуалы! Все задания выполнены. Больше улыбок у команды… Вы получаете право оставить свой звёздный след в истории класса. (Дети прикрепляют на плакат ладошки из цветной бумаги со своими именами.)

Давайте наградим победителей аплодисментами.

– Понравился вам наш марафон?

– Что помогло вам ответить на все вопросы?

Давайте украсим наше древо познания листьями. Жёлтый листок – очень понравилось, зелёный листок – понравилось, красный листок – не понравилось. (Ученики прикрепляют на рисунок дерева бумажные листочки клёна.)

– Каких листиков больше?

Спасибо!

Источники:

  1. [Электронный ресурс] . URL: images.yandex.ru/yandsearch?text=герои%20мультфильмов%20анимация&nl=1&stype=image (дата обращения: 07.06.2012)
  2. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 кл. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Русаков В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М., Просвещение, 1999.
  4. Тихомирова Л.Ф, Упражнения на каждый день.: логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.
  5. Большая книга о природе: стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы. – М.. Дрофа-Плюс. 2006.
  6. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  7. Агафонова И.Н.Учимся думать. – Спб.: МиМ – Экспресс, 1996.
  8. Аверьянова И.В. Праздник знаний. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. – М.: ВАКО, 2005.
  10. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках в 1 – 2 классах: необычные игровые приключения для младших школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  11. Картинки [Электронный ресурс] . URL: images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки =1&stype=image (дата обращения: 10.06.2012)
  12. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Университет Ростова-на-Дону, 1983.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *