Классный час Планета Толерантности

  • Кандаурова Оксана Васильевна, учитель истории и обществознания

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется:
Ф.И. Тютчев

Цели:

  • Формировать у учащихся представление о
    толерантности;
  • Развивать критическое мышление, навыки
    групповой работы, умение вести диалог и
    аргументировать свою позицию, находить
    компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • Воспитывать у учащихся толерантность мышления,
    уважение к своим правам и правам других людей.

Основные понятия: толерантность, различия
между людьми, терпение, компромисс.

Оборудование: Компьютер, видеопроектор,
экран, презентация в Power Point «Планета
толерантности» , музыка, песня «Дети солнца»
задания — карточки, макет дерева толерантности,
эмблема «Цветок толерантности» , листья дерева,
красная и желтая коробки, грустные и веселые
смайлики на каждого ученика,

Предварительная подготовка: учащиеся
делятся на две группы: филологи и историки.
Историки готовят сообщение на тему «История
происхождения толерантности»

Филологи — «Что означает понятие
толерантность».

Ход занятия

Учитель: Наш классный час я хочу начать
строками «Молитва о встрече», послушайте.

Слайд 1. (музыка Сергей Грищук)

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдать твои надежды,
Не для того, чтобы соответствовать твоим
ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим
ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдать мои надежды.
Потому что я — это я, а ты — это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга — то
это прекрасно!
А если нет — ну что ж, ничего не поделаешь.

«Молитва о встрече».

Учитель: Ребята, как вы думаете о чем пойдет
речь на классном часе? (о взаимопонимании,
взаимоотношениях и т.д)

Учитель: Да, правильно мы будем говорить о
толерантности. И тема классного часа «Планета
толерантности».

Слайд 2

Учитель: Сегодня мы нередко слышим с
телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам
до недавнего времени слово «толерантность».
Слайд 3

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие
нового века было объявлено Десятилетием мира и
ненасилия в интересах детей планеты. «16 ноября
жители многих стран мира отмечают Международный
день толерантности. Или День терпимости. Этот
праздник был учрежден в 1996г по решению
Генеральной Ассамблеи ООН.

. Как вы думаете, почему эта проблема особенно
актуальна для современной России? (Ученики
высказывают свои точки зрения: участились
террористические акты, жестокость, насилие и т.д).

Учитель: Да, действительно Слайд 4

Участившиеся в последние годы акты насилия,
терроризма, нетерпимости, обострились
межрелигиозные, межнациональные и другие
конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что
бескомпромиссность и непримиримость должна
уступить место более высоким ценностям — умению
находить взаимоприемлемые решения,
предотвращать назревающие и преодолевать
существующие конфликты Слайд 5

Учитель: Насколько терпимо современные
школьники относятся друг к другу и к
представителям других национальностей? И что нам
нужно сделать , чтобы наша планета, школа, наш
класс стали более толерантны?

Решением этих задач мы займемся на нашем
классном часе.

Учитель: Давайте обратимся к истории понятия
«толерантность». Историки вам слово.

Ученик:Появление понятия «толерантность»
связано с эпохой религиозных войн. По своему
первоначальному содержанию оно выражает
компромисс, на который вынуждены были
согласиться католики и протестанты. Позднее
толерантность, как принцип согласия, проникает в
либеральное сознание эпохи Просвещения.
Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков — Гоббс, Локк,
Вольтер, Руссо — выступили против жестоких
религиозных столкновений и религиозной
нетерпимости. Итогом деятельности просветителей
стало постепенное проникновение в общественное
сознание идеи толерантности в качестве всеобщей
ценности, фактора согласия между религиями и
народами.

В 1789 году — через 11 лет после смерти Вольтера —
во Франции была принята Декларация прав человека
и гражданина. Она стала предвестницей
современных деклараций о правах человека, в том
числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года,
провозгласившей принципы мира, демократии,
ненасилия во взаимоотношениях между народами и
государствами.

Учитель: Теперь давайте посмотрим что же
означает понятие «толерантность»? (слово
филологам)

Ученик: Толерантность происходит от Латинского
глагола (толеранте) — переносить. Выдерживать,
терпеть. При этом перевод и трактовка слова
«толерантность» в разных культурах
неоднозначны. Слайд 6

В английском языке понятие
«толерантность» имеет три значения:
устойчивость, выносливость; терпимость; допуск,
допустимое отклонение.

Во французском языке «толерантность» —
«уважение свободы другого, его образа мыслей,
поведения, политических и религиозных
взглядов».

В китайском языке «быть толерантным» —
«позволять, допускать, проявлять великодушие в
отношении других».

В арабском языке «толерантность»
определяется, как «снисхождение, мягкость,
сострадание, терпение, расположенность к
другим».

В русском языке «толерантность» означает
«способность, умение терпеть, мириться с чужим
мнением, быть снисходительным к поступкам других
людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».
В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность
(терпимость) связана с такими человеческими
качествами, как смирение, кротость, великодушие.
А нетерпимость проявляется в запальчивости,
опрометчивости, требовательности и других
действиях, которые носят оттенок
непродуманности, импульсивности, незрелости.

Учитель: Прослушав сообщения мы можем ответить
на вопрос Что значит быть толерантным : (уважать
других, уметь слушать, быть терпимым и т.д) Слайд 7

Быть толерантным- означает уважать других,
невзирая на различия., уметь договариваться .Это
означает быть внимательным к другим и обращать
внимание на то, что нас сближает..Все- мы разные,
все мы — равные

Учитель: Но всегда ли мы бываем толерантны?
Терпимы к другим?(ответы учащихся)

Учитель: Толерантность — терпимость к чужому
мнению, верованиям, поведению, к сожалению, не
является нормой нашей жизни. Многие продолжают с
крайней не терпимостью относится к праву другого
думать, жить, действовать иначе.

Агрессивность, неприятие «других» — частые
проявления в молодежной среде. Но нельзя
забывать, что каждый человек уникален,
неповторим и имеет право на существование.

Учитель: — Ребята, поднимите руку, кто слышал
такое выражение — «белая ворона»?

А кто из вас знает, что означает это выражение?
Кого в жизни называют «белой вороной»? (Того, кто
не похож на других, кто чем-то отличается и т.д.)

Учитель: — А чем может отличаться человек?
(Внешностью (некрасивый), манерой поведения,
чудаковатостью, особыми способностями и т.д.)

Учитель:. — Как я поняла из ваших ответов, белая
ворона — это такой человек, который чем-то
отличается (выделяется из толпы), но, как правило,
большинству ребят он не нравится. А как обычно
ведут себя одноклассники по отношению к такому
человеку?

(Обзывают, игнорируют при общении, не
приглашают на дни рождения, смеются, делают
мелкие пакости и т.д.)

Учитель. — Да, как правило, так и бывает.

— Есть ли среди ваших знакомых «белые вороны»?

— Как вы к ним относитесь?

— Какие чувства испытываете вы, когда на ваших
глазах унижают человека, относящегося к
категории «белых ворон»?

— Присущи ли вам черты «белой вороны»?

— Если вы не согласны с мнением большинства, но
не решаетесь в этом признаться, хватит ли у вас
мужества поддержать в этом «белую ворону»?

— «Белая ворона» — это хорошо или плохо? (ответы
детей)

Учитель: Я хочу разобрать с вами один случай,
который произошел в моей практике. Однажды я
нашла листок бумаги (записку) следующего
содержания: «Давайте не будем разговаривать с
Ирой. Она страшная и толстая». Автор записки
требовал объявить этой девочке бойкот.

Учитель: — Почему? За что? Считаете ли вы доводы
убедительными?

(Скорее всего нет.)

Учитель: А вот последствия могу быть
непредсказуемыми. Недаром наш великий поэт Ф.И.
Тютчев написал такие строки:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется:

Эти слова я выбрала в качестве эпиграфа не
случайно. Как вы думаете, что хотел автор сказать
этими строчками? (человека можно обидеть словом,
ранить его)

Давайте попробуем вместе найти решение для
этой непростой задачи. Наш класс расположился
группами. Давайте же воспользуемся этой
ситуацией. Каждая группа получает задание:

1-я группа. Представьте, что записка дошла до
вас, под этими словами требуется ваша подпись.
Как вы поступите и почему?

2-я группа. Представьте, что записка касается
непосредственно вас.

Как бы вы на нее отреагировали? Постарайтесь
обосновать свой ответ.

К кому вы обратились бы за поддержкой, помощью?

Напишите на втором листочке, находящемся в
конверте, ваши советы и пожелания той девочке, о
которой идет речь в записке, одно- два
предложения.

3-я группа. Представьте, что эта девочка ваша
близкая подруга. Как поступили бы вы? Почему? Приложение 1

(обсуждение; группы зачитывают ответы)

Как вы думаете, ребята, может ли подобная
история произойти в других школах, классах? Можете
привести аргументы? (ответы детей)

Учитель. — Эта проблема может появиться в любом
коллективе. Среди нас живут люди, которые
привыкли ходить босиком, обливаться ледяной
водой, купаться в прорубе, а нас это
удивляет:Люди, которые чему-то поклоняются, а
нас это поражает. Одеваются — не так, музыку
слушают — не ту, говорят — не то, увлечения —
странные. Но ведь это и понятно. Каждый человек
неповторим, уникален, имеет право на
существование.

Надо бережно относится друг к другу, ведь мы —
часть природы, все мы земляне, у нас один общий
дом — наша планета, у нас одна общая судьба. Мы
должны уважать друг друга.

— Какими же чертами должен обладать толерантный
человек, а какие черты личности мешают быть
таковым?

Работа по рядам . Учащиеся заполняют таблицу Приложение 2.

Учащиеся зачитывают по очереди варианты
ответа.
Слайд 8

Сравнивают свои ответы с ответами на сладе.

Учитель: Ребята , каких черт больше у вас?(ответы
учащихся)

Учитель: Можете ли вы назвать свой класс
толерантным? Почему (да, готовы помочь друг другу,
доброжелательны ко всем и т.д)

Учитель: Мы должны быть терпимы не только по
отношению к своим друзьям. Одноклассникам,
землякам, но и к народам других национальностей.
И это еще одна проблема нашего общества. Сегодня
как никогда проявляется нетерпимость ко многим
народам, следствием чего происходят
террористические акты, насильственное
истребление, унижение, оскорбление людей другой
национальности.

Я хочу вам зачитать строки плаката, который
находится в городе Франкфурте на Майне. Слайд 9

Его создавали философы, культурологи и
активисты университетских молодежных движений 68
года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от
руки:

Твой Иисус — еврей.

Твой автомобиль — японский.

Твой кофе — бразильский.

Твои цифры — арабские.

Твои буквы — латинские.

Твоя демократия — греческая.

Твой сосед после этого всего — лишь иностранец?

Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)

Учитель: Концепция плаката, как это ясно,
состоит в том, чтобы дать информационный
конструкт — имидж:

человек всегда пользуется культурными
достижениями, опытом других наций (буквы, цифры,
демократия);

повседневными трудами других народов (кофе
выращивают в одной стране, отпуск проводят в
других странах, пользуются автомобилями разных
стран).

И символ веры, Иисус Христос был рожден другим
народом. Можно ли при этом смотреть свысока на
иностранцев, людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации?
Конечно, толерантность. Слайд 10

Ученик:

Толерантность — это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть — это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны
Русские и украинцы, башкиры и татары
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить.

(авт. Александров П.)

Учитель: Люди на свет рождаются разными:
непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в
себе воспитать.

Слайд 11

Вот такие вертушки мира создают школьники США в
День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой
вертушке дети пишут свои пожелания.

У нас в стране чаще всего «выращивают» дерево
толерантности, на листьях которых дети также
оставляют свои пожелания и рисунки.

Итак, насколько терпимо современные школьники
относятся друг к другу и к представителям других
национальностей? И что нам нужно сделать , чтобы
наша планета, школа, наш класс стали более
толерантны? (
Ответы учащихся)

Слайд 12

Учитель: А сейчас давайте вместе вырастим
традиционное дерево Толерантности на нашей
планете. Приложение 3. Для этого мы
выполним творческую работу. Пусть наше дерево
распустит листочки и зазеленеет еще ярче. Крону
дерева составим из листочков с вашими
высказываниями на тему: «Планета
Толерантности». Приложение 4.
Возьмите листочки на вашем столе и напишите на
них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наш класс,
наша школа стала пространством толерантности,
т.е. чтобы отношения в них стали как можно более
толерантными.

Пока дети пишут на листках , звучит песня
«Солнце 21 века» группы Непоседы.

Учащиеся по одному выходят приклеивают листок
со словами «Чтобы наша планета , школа, класс
были толерантными нам нужно быть: добрыми,
отзывчивыми , милосердными и тд.

Учитель:

Теперь попрошу всех встать в ровный круг лицом
внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите
руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и
вытяните ее к центру круга, и по моей команде все
делают шаг внутрь, и хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Учитель: Да, все мы разные, но должны понять и
признать право каждого человека быть самим
собой.

Не проходите мимо друг друга, будьте терпимы,
милосердны. Пусть в душе каждого человека,
независимо от его цвета кожи, национальности,
вероисповедания будет праздник, ведь все мечтают
об этом. Слайд 13

Пусть сбудутся мечты каждого из нас! Давайте
жить в согласии!

Учитель: В память о нашем классном часе я хочу
подарить вам символ толерантности-цветок
толерантности. Я думаю, что он не прошел
бесследно для вас
Рисунок 1

. Слайд 14

Тем , кому классный час понравился, кладут
смайлики с веселым лицом в красную коробку, тем
ребятам, которым не понравилось- кладут смайлики
с грустным лицом в желтую коробку.

Спасибо за работу на классном часе!

Используемые интернет-ресурсы:

  1. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
  2. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm
  3. http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
  4. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *