Конспект урока биологии по теме Иммунитет. Виды иммунитета. 8-й класс

  • Емельдяжева Татьяна Савельевна, учитель биологии и химии

Цель урока: ознакомление учащихся с защитным
механизмом организма – иммунитетом.

Задачи:

  • Образовательные: раскрыть понятие
    иммунитет, познакомить с механизмом действия
    иммунитета, обосновать необходимость
    вакцинации.
  • Воспитательные: сформировать чувство
    гордости за достижения отечественной медицины в
    борьбе с инфекционными заболеваниями.
  • Развивающие: Формировать умения:
    самостоятельно работать с текстом учебника,
    слайдами и схемами; извлекать нужную
    информацию.

Оборудование: портреты Л. Пастера, И.И.
Мечникова, самодельная схема “Иммунитет”,
календарь прививок, слайдовая
презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

Слайд №2.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Это
слова выдающего русского физиолога И.И.
Мечникова.

Было много вопросов, на которые человечество не
могло дать ответы. Люди не могли понять, почему
два человека находятся одинаковых условиях, где
существует возможность заразиться инфекцией, но
один из них заболевает, а другой нет. Чем это
можно объяснить?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробует
найти ответ на этот вопрос, и рассмотрим значение
защитных механизмов нашего организма.

При изучении новой темы нам нужны знания о
составе крови и о форменных элементах крови.

II. Проверка пройденного материала

Слайд №3.

Учитель проводит фронтальную беседу по
пройденному материалу. В ходе, которой на экране
проектируются вопросы.

III. Усвоение новых знаний

1. История открытий.

Учитель: Инфекционные заболевания известны
давно. Многие десятилетия человечество пыталось
бороться с этими болезнями. Один из первых, кому
удалось это сделать, был ЭДУАРД ДЖЖЕНЕР.

Сообщение учащегося. Слайд №4

Эдвард Дженнер — английский врач и изобретатель
вакцины от черной оспы
.

Учитель: Дело Эдварда Дженнера продолжил Луи
Пастер. Лиу Пастер первый понял, что
возбудителями инфекционных заболеваний
являются микробы и обратил внимание на то, что
после перенесения болезни человек, как правило
не болеет этой болезнью больше.

Сообщение учащегося. Слайд №5. Слайд №6

Луи Пастер — французский химик, величайший
исследователь.

Учитель: Ребята, вы видите портрет И.И.
Мечникова. Почему его портрет находится рядом с
портретами Джженера и Пастера?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Слайд №7.

Учитель: Пастера и Мечникова считают
основоположниками науки иммунологии.

Иммунология – раздел медицинской науки о
невосприимчивости организма к инфекционным
заболеваниям, его защитных механизмах.

Наш организм способен защищать себя от вредных
воздействий микроорганизмов. Проникнув в
организм, они встречаются с его защитными силами
– иммунитетом.

Учитель: тема нашего урока ИММУНИТЕТ.

Вы с вами рассмотрим виды иммунитета, выясним
роль форменных элементов крови в формировании
иммунитета.

Слайд №8.

Учитель: Иммунитет – способность организма
защищать себя от болезнетворных
микроорганизмов.

Мы с вами уже изучили явление фагоцитоза, но
существует еще один путь защиты.

Суть его в том, что в ответ на появление
чужеродных соединений в организме выделяются
защитные вещества, которые ликвидируют
чужеродные соединения.

Учитель: чужеродные вещества называются антигенами
(это микроорганизмы, вирусы и любые клетки,
состав которых отличаются от состава
собственных клеток организма.

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными
клетками — лимфоцитами.

В организме существует несколько видов
лимфоцитов.

Учитель: Каждый вид антитела способен
нейтрализовать строго определенный антиген,
именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит.

(на доске проектируется избирательность
антитела)

Учитель: Когда антиген попадает в организм
вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это
явление называют иммунная память. Говорят –
выработался иммунитет.

2. Виды иммунитета.

Слайд №9.






Иммунитет

ЕстественныйИскусственный
врожденныйприобретенныйактивныйпассивный
вакциналечебная сыворотка

Учитель: Чем искусственный иммунитет
отличается от естественного иммунитета?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель: — Как вы думаете, что значит
врожденный иммунитет?

В крови есть антитела от некоторых болезней
(чумка собак и т.д.).

— А что значит приобретенный?

В результате перенесенного заболевания или с
молоком матери.

Учитель: Искусственный иммунитет
вырабатывается двумя путями: введением вакцины и
введением лечебной сыворотки.

Учитель: Вспомните, что вводил Э.Джженер для
предупреждения заболеваний оспой?

Жидкость из оспенных пузырьков, т.е.
ослабленные микроорганизмы.

Вакцины – культура ослабленных
микроорганизмов.

Учитель: Что же происходит когда вводят
вакцину?

Т – лимфоциты распознают, а Б – лимфоциты
вырабатывают антитела. Активный иммунитет.

Когда человек уже болеет, то вводят лечебную
сыворотку, которая содержит готовые антитела.

Это пассивный иммунитет.

3. Заболевания, связанные с ослаблением
иммунитета.

Сообщение ученика “Аллергия”

Характеристика заболеваний, возникших
вследствие ослабления или повреждения
иммунитета: СПИД, грипп .Рассказ с элементами
беседы о профилактике заболеваний.

С – синдром

П – приобретенного

И – иммуно

Д — дефицита

– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы думаете, существует ли иммунитет
против гриппа, СПИДа?

IV. Проверка усвоения учащимися нового
материала

Учитель: Ребята, давайте представим такой
случай.

В больницу поступил ребенок, у него признали
дифтерию. Ее возбудители поражают слизистую
оболочку горла, а их яды разносятся кровью по
всему организму, вызывая тяжелое отравление.

— Что нужно ввести ребенку: вакцину или лечебную
сыворотку? Почему?

Учитель: В феврале – марте месяце
наблюдается эпидемия гриппа. Как можно защитить
себя от гриппа?Что нужно ввести: вакцину или
лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: В нашей стране существует система
вакцинации. Посмотрите на карту вакцинации.

(рассматривается карта вакцинации)

Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели
защитный механизм организма — иммунитет, виды
иммунитета.

А как вы думаете, какие факторы укрепляют
иммунитет, а какие ослабляют.

На столах учащихся таблица “Роль факторов,
ослабляющих и укрепляющих иммунитет”.

Учитель организовывает фронтальную беседу, в
ходе которой заполняется таблица.


Факторы ослабляющие иммунитетФакторы укрепляющие иммунитет
1. Вредные привычки1. Здоровый образ жизни
а)а)
б)б)
2. Энергетическое истощениеУчет энергетических затрат организма
а)а)
б)б)
в)в
3. Стрессовое напряжение разрушает
лимфоциты
3.
4. Гиподинамия4

На экране Слайд №9.

V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока, сообщает
домашнее задание: параграф 15, заполнить таблицу
“История развития представлений об
иммунитете”.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о
важном свойстве организма – его защитном
механизме.

— от проникновения бактерий и чужеродных
веществ организм имеет внешние и внутренние
защитные барьеры

— организм человека имеет внешние и внутренние
защитные барьеры;

— Внутренний механизм защиты – иммунитет;

— главную роль в формировании иммунитета играют
белые клетки крови – лейкоциты.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *