Методическое пособие по теме Развитие творческих способностей обучающихся

  • Филатьева Вера Валентиновна, учитель немецкого языка

Введение

Актуальность проблемы работы можно объяснить
целым рядом обстоятельств. Так, основным
направлением модернизации общеобразовательной
и профессиональной школы на современном этапе
развития предусматривается, прежде всего
повышение качества усвоения
общеобразовательных и профессиональных знаний,
практической и творческой подготовки
выпускников школ.

Иностранный язык, как общеобразовательный
учебный предмет может и должен внести свой вклад
в процесс развития творческих способностей
учащихся. Обладая огромным воспитательным,
образовательным и развивающим потенциалом
творческих способностей учащихся, иностранный
язык может реализовать его лишь в ходе
осуществления практической цели обучения, то
есть только в том случае, если ученик в процессе
иноязычной коммуникативно-познавательной
деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь
письмом) будет расширять свой
общеобразовательный кругозор, развивать свое
мышление, память, чувства и эмоции; если в
процессе иноязычного общения будут
формироваться социально-ценностные качества
личности: мировоззрение, нравственные ценности и
убеждения, черты характера.

Прежде всего, иностранный язык как учебный
предмет — это дополнительное «окно» в мир,
это средство для пополнения знаний в разных
областях жизни, науки, искусства, что существенно
для общего образования, это средство, помогающее
осуществлению деятельности в разных сферах
трудовой и общественной жизни. На уроках
иностранного языка учащиеся углубляют и
расширяют многие знания и представления,
полученные ими по другим учебным предметам:
обществоведению, литературе, музыке, истории,
географии, изобразительному искусству и др.

К проблеме использования немецкого языка в
формировании творческих способностей в
учебно-воспитательном процессе обращаются
многие авторы.

Воздействуя на личность, формирование
творческих способностей обогащает
эмоциональный и практический опыт, развивает
психику, формирует интеллектуальный потенциал,
способствует воспитанию эстетических и
умственных способностей, ведет к накоплению
профессиональных навыков и умений, развитию
природных задатков детей, их нравственных
качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную
творчески-осознанную самодеятельность
школьников, что отвечает их духовным
потребностям, удовлетворяет их стремление к
самореализации, и проявлению личностных качеств.
Все это является эффективным средством
комплексного развития личности, выявления
формирования ее творческого потенциала.

Глава I. Теоретико-методологические основы
развития творческих способностей

1.1. Развитие детского творчества

Творчество — это созидание. Оно порождает новые
духовные и материальные ценности. Стремление к
творчеству характерно для школы наших дней. Это
все же мир юности и надежд, где почва
благоприятна для творчества и где не угасает
одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в
педагогике творчества — не дать угаснуть Божьему
дару, не помешать расцвести » таинственному
цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе ребенка,
школьника, начинающего мастера.

Развитие творческих способностей — важнейшая
задача начального образования. В проекте
Федерального компонента государственного
Образовательного стандарта общего образования,
одной из целей, связанных с модернизацией
содержания общего образования, является
гуманистическая направленность образования,
которая проявляется в ориентации на “личностно —
ориентированную» модель взаимодействия,
развитие личности ребёнка, его творческого
потенциала. Процесс глубоких перемен,
происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему
творчества, развития креативного мышления,
способствующего формированию творческого
потенциала личности, отличающейся
неповторимостью, оригинальностью. К сожалению,
данные диагностирования родителей и учителей,
показывают, что 80% родителей и 65% учителей
отождествляют творческие способности с
умственными способностями детей.

Что же понимается под творческими
способностями? Чтобы точнее понять, необходимо
рассмотреть этот вопрос с точки зрения
психологии, философии, педагогики. Разные авторы
определяют их по-своему.

Теплов Б.М. под творческими способностями
понимал определённые
индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого, которые
не сводятся к наличному, имеющемуся уже у
человека запасу навыков и знаний, а
обуславливают лёгкость и быстроту их
приобретения.

Шадриковым В.Д. творческие способности
определялись как свойство функциональных
систем, реализующих отдельные психические
функции, которые имеют индивидуальную меру
выраженности, проявляющуюся в успешности и
качественном своеобразии освоения деятельности.

Большакова Л.А. творческие способности
определяет как сложное личное качество,
отражающее способность человека к творчеству в
разных сферах жизнедеятельности, а также
позволяет оказывать поддержку в творческой
самореализации другим людям. Это высокая степень
увлечённости, интеллектуальной активности,
познавательной самодеятельности личности.

Мотков О.И. под творческими способностями
понимал способность удивляться и познавать,
умение находить решения в нестандартных
ситуациях, это нацеленность на открытие нового и
способность к глубокому осознанию своего опыта.

Педагогическое определение творческих
способностей, которое дано в педагогической
энциклопедии определяет их как способности к
созданию оригинального продукта, изделия, в
процессе работы над которыми самостоятельно
применены усвоенные знания, умения, навыки,
проявляются хотя бы в минимальном отступлении от
образца индивидуальность, художество. С
философской точки зрения творческие способности
включают в себя способность творчески
воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Очень интересно движение научной мысли
относительно исследуемого понятия. Вопросом
творческих способностей занимались многие
психологи, философы, педагоги. Достаточно
назвать таких авторов, как Л.Н. Коган, Л.С.
Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин,
В.А. Разумный, Мотков О.И. , Ильин и другие. Сначала
творческие способности отождествлялись с
интуицией, затем прямое отождествление было с
интеллектом. От отождествления с интеллектом
перешло к противопоставлению. Было доказано, что
творческие способности имеют свою локализацию —
это “особая точка» индивидуальных свойств,
которые не зависят от интеллектуальности, так
как большинство испытуемых с высоким
интеллектом имели низкие творческие
способности.

Для определения творческих способностей
Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:

  • беглость мысли (количество идей),
  • гибкость мысли (способность переключаться с
    одной идеи на другую),
  • оригинальность (способность производить идеи),
  • любознательность,
  • фантастичность.

Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика
познавательной сферы ребёнка» выделяет
совокупность множества способностей:

  • Способность рисковать;
  • Дивергентное мышление;
  • Гибкость в мышлении и действиях;
  • Быстрота мышления;
  • Способность высказывать оригинальные идеи,
    изобретать что-то новое;
  • Богатое воображение;
  • Восприятие неоднозначных вещей;
  • Высокие эстетические ценности;
  • Развитая интуиция.

Моделью, по которой строятся методы измерения
творческих способностей, должны стать не тесты, а
акты творчества сами по себе, как это бывает
обычно вне тестовых ситуациях. Тестовые задания
ограничивают выявление потенциальных
возможностей человека требованием однозначного
ответа.

Особенно важны работы Л.С. Выгодского. Он
признаёт за всеми людьми, а не только за
избранными, склонность к творчеству,
выявляющуюся по-разному, в основном, в
зависимости от культурных и социальных факторов.

Перед учителем встаёт задача развития ребёнка,
его творческих способностей, воспитания
творческой личности в целом.

Развитие творческих способностей — важнейшая
задача образования, ведь этот процесс
пронизывает все этапы развития личности ребёнка,
пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе. У каждого
ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется,
далеко не у всех детей, есть умение сочинять,
воображать, придумывать. И тем не менее таланты
каждого человека можно развивать. Для их
развития необходимы стимулы

Каковы же способы стимулирования творческих
способностей?

Способы стимулирования творческих
способностей.

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны учителя, его
    отказ от критики в адрес ребёнка;
  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми
    разнообразными новыми для него предметами и
    стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого
    подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно
    задавать вопросы.

Важность развития творчества школьника, его
способностей при решении любой учебной задачи
проявлять инициативу, выдумку,
самостоятельность для всех является сейчас
очевидным. Соотнося процесс творчества и
обучения, очевидно, надо вести разговор о
создании таких условий, которые содействовали бы
возникновению и развитию у всех обучаемых
качеств и склонностей, обычно выделяемые как
характерные черты творческой личности.
Эффективность работы школы определяется тем, в
какой мере учебно-воспитательный процесс
обеспечивает развитие творческих способностей
учащихся, готовит их к жизни в обществе.

Таким образом, можно заключить, что творческие
способности есть у каждого ребёнка. Это
индивидуально — психологические особенности,
отличающие одного человека от другого. От того
насколько они будут развиты, зависит творческий
потенциал нашего общества, так как формирование
творческой личности приобретает сегодня не
только теоретический смысл, но и практический
смысл. Знание педагогов, что подразумевается под
творческими способностями учащихся, расширит
границы их проявления у детей.

1.2. Психолого-педагогические основы
обучения иностранному языку на начальном этапе

Урок — это основная организационная форма
обучения в школе. Он является не только важной
организационной, но и, прежде всего,
педагогической единицей процесса обучения и
воспитания, его нравственность, а также основные
принципы, методы и средства обучения получают
реальную конкретизацию и находят свое
правильное решение и воплощаются в жизнь только
в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой
специфический, свойственный лишь ему вклад в
решение задач. Урок выполняет конкретную
функцию, в которой находит выражение
определенная часть более крупных блоков
учебного материала.

Урок как форма организации обучения прочно
занял свое место в школе в качестве основной
организационной формы обучения. Хороший урок —
дело не простое. Искусство проведения уроков во
многом зависит от понимания и выполнения
учителем социальных и педагогических
требований, которые определяются задачами школы,
закономерностями и принципами обучения.
Немаловажным условием проведения урока является
грамотная постановка задач урока и успешная их
реализация. Обучение иностранному языку
преследует реализацию практических,
воспитательных, образовательных и развивающих
задач. Практическая, или коммуникативная задача,
«нацелена» на формирование у учащихся
коммуникативной компетенции, то есть речевой
активности.

Общеобразовательные задачи призваны заложить
основы филологического образования школьников;
совершенствовать культуру обучения, что
проявляется в специфических коммуникативных
умениях: умение начать разговор, поддерживать
его, проявляя внимание, заинтересованность,
завершить разговор.

Немалая роль отводится и воспитательным
задачам. Воспитательное значение иностранного
языка состоит в воспитании у учащихся
оценочно-эмоционального отношения к миру,
положительного отношения к иностранному языку, к
культуре народа, говорящего на этом языке.
Развивающие задачи намечают пути формирования и
развития мотивационной и эмоциональной сфер
личности учащихся, ценностных ориентиров,
готовности к дальнейшему самообразованию в
иностранном языке.

Развивающая функция современного урока
иностранного языка заключается в развитии у всех
учащихся познавательных процессов
(наблюдательности, памяти, мышления, речи,
воображения) и умственных способностей.
Овладение основными теоретическими понятиями,
законами науки, методами их логического анализа,
способствует быстрому развитию умственного
развития учеников.

Урок иностранного языка имеет свою специфику,
так как, в отличие от других предметов, в качестве
основной цели обучения выдвигается формирование
коммуникативной компетенции учащихся. В
настоящее время глобальной целью овладения
иностранным языком считается приобщение к иной
культуре и участие в диалоге культур. Эта цель
достигается путем формирования способности к
межкультурной коммуникации. Именно
преподавание, организованное на основе заданий
коммуникативного характера, обучение иноязычной
коммуникации, используя все необходимые для
этого задания и приемы является отличительной
особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории
речевой деятельности. Коммуникативное обучение
иностранному языку носит деятельностный
характер, поскольку речевое общение
осуществляется посредством «речевой
деятельности», которая, в свою очередь, служит
для решения задач продуктивной человеческой
деятельности в условиях «социального
взаимодействия» общающихся людей. Участники
общения пытаются решить реальные и воображаемые
задачи совместной деятельности при помощи
иностранного языка. Деятельностная сущность
коммуникативно-ориентированного обучения
иностранному языку реализуется в условиях
гуманистического подхода к обучению. При таком
подходе создаются положительные условия для
активного и свободного развития личности в
деятельности. В общем виде эти условия сводятся к
следующему:

  • учащиеся получают возможность свободного
    выражения своих мыслей и чувств в процессе
    общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе
    внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в
    безопасности от критики, преследования за ошибки
    и наказания.

При гуманистическом подходе к обучению
исчезают характерные для учебного процесса
познавательные барьеры, снижающие мотивацию
учащихся, побуждающие их к раздражительности.
Гуманистический подход предполагает обучение,
центрированное на ученике. Это означает, что
учение, а точнее, взаимодействующие между собой
учащиеся являются центром познавательной
активности на уроке.

Под начальным этапом в средней школе
понимается период изучения иностранного языка,
позволяющий заложить основы коммуникативной
компетенции, необходимые и достаточные для их
дальнейшего развития и совершенствования в
курсе изучения того предмета. В данном
исследовании к начальному этапу мы относим II-IV
классы общеобразовательных учреждений. Чтобы
заложить основы коммуникативной компетенции,
требуется достаточно продолжительный срок,
потому что учащимся нужно с первых шагов
ознакомиться с изучаемым языком как средством
общения. Это значит, что они должны учиться
понимать иноязычную речь на слух (аудирование),
выражать свои мысли средствами изучаемого языка
(говорение), читать, то есть понимать иноязычный
текст, прочитанный про себя, и писать, то есть
научиться пользоваться графикой и орфографией
иностранного языка при выполнении письменных
заданий, направленных на овладение чтением и
устной речью, или уметь письменно излагать свои
мысли. Действительно, чтобы заложить основы по
каждому из перечисленных видов речевой
деятельности, необходимо накопление языковых
средств, обеспечивающих функционирование
каждого из них на элементарном коммуникативном
уровне, позволяющем перейти на качественно новую
ступень их развития в дальнейшем.

Начальный этап важен еще и потому, что от того,
как идет обучение на этом этапе, зависит успех в
овладении предметом на последующих этапах.
Нельзя не согласиться с английским методистом Г.
Пальмером, который придавал очень большое
значение началу в изучении иностранного языка.
Так, он писал: «Позаботьтесь о первых двух
этапах, а остальные позаботятся о себе.»Хотя в
этом высказывании помимо элементарной ступени
упоминается и промежуточная, это не снимает
важности первой, то есть начального этапа.

Кроме того, именно на начальном этапе
реализуется методическая система, положенная в
основу обучения иностранному языку, что с первых
шагов позволяет учителю войти в эту систему и
осуществлять учебно-воспитательный процесс в
соответствии с ее основными положениями.

Как известно, построение начального этапа
может быть различным в отношении языкового
материала, его объема, организации;
последовательности в формировании и развитии
устной и письменной речи; учета условий, в
которых осуществляется учебно-воспитательный
процесс; раскрытия потенциальных возможностей
самого предмета в решении воспитательных,
образовательных и развивающих задач, стоящих
перед школой.

Именно поэтому начальный этап в изучении
иностранного языка позволяет заложить основы
коммуникативной компетенции, необходимые и
достаточные для их дальнейшего развития и
совершенствования в курсе изучения предмета.

Глава II. Развитие творчества детей в процессе
обучения немецкому языку

2.1. Нетрадиционные формы урока в процессе
обучения немецкому языку

Нетрадиционные формы урока немецкого языка
реализуются, как правило, после изучения
какой-либо темы или несколько тем, выполняя
функции обучающего контроля. Такие уроки
проходят в необычной, нетрадиционной обстановке.
Подобная смена привычной обстановки
целесообразна, поскольку она создает атмосферу
праздника при подведении итогов проделанной
работы, снимает психический барьер, возникающий
в традиционных условиях из-за боязни совершить
ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного
языка осуществляются при обязательном участии
всех учеников группы/класса, а также реализуются
с непременным использованием средств слуховой и
зрительной наглядности. На таких уроках удается
достичь самых разных целей методического,
педагогического и психологического характера,
которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и
    умений учащихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера,
    серьезное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие в уроке
    учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими
нетрадиционные формы обучения, развития и
воспитания учащихся являются урок-спектакль,
урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия,
урок-интервью, интегрированные уроки и другие
формы занятий. Можно сказать, что нетрадиционный
урок — органичное сочетание образования,
развития и воспитания. Нетрадиционные уроки
нравятся детям, т.к они творческие и необычные, а
самое главное — эффективные. Но не следует
слишком часто проводить нетрадиционные уроки,
т.к они станут традиционными и уровень
эффективности снизится.

Урок-проект.

Метод проектов приобретает в последнее время
все больше сторонников. Он направлен на то, что бы
развить активное самостоятельное мышление
ребенка и научить его не просто запоминать и
воспроизводить знания, которые дает ему школа, а
уметь применять их на практике.

Проектная методика отличается кооперативным
характером выполнения заданий при работе над
проектом, деятельность, которая при этом
осуществляется, является по своей сути
креативной и ориентированной на личность
учащегося. Она предполагает высокий уровень
индивидуальной и коллективной ответственности
за выполнение каждого задания по разработке
проекта. Совместная работа группы учащихся над
проектом неотделима от активного
коммуникативного взаимодействия учащихся.
Проектная методика является одной из форм
организации исследовательской познавательной
деятельности, в которой учащиеся занимают
активную субъективную позицию. Тема проекта
может быть связана с одной предметной областью
или носить междисциплинированный характер. При
подборе темы проекта учитель должен
ориентироваться на интересы и потребности
учащихся, их возможности и личную значимость
предстоящей работы, практическую значимость
результата работы над проектом. Выполненный
проект может быть представлен в самых разных
формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и
многие другие. Разнообразны и формы презентации
проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник,
спектакль. Главным результатом работы над
проектом будут актуализация имеющихся и
приобретение новых знаний, навыков и умений и их
творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько
этапов и обычно выходит за рамки учебной
деятельности на уроках: выбор темы или проблемы
проекта; формирование группы исполнителей;
разработка плана работы над проектом,
определение сроков; распределение заданий среди
учащихся; выполнение заданий, обсуждение в
группе результатов выполнения каждого задания;
оформление совместного результата; отчет по
проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от
учащихся высокой степени самостоятельности
поисковой деятельности, координации своих
действий, активного исследовательского,
исполнительского и коммуникативного
взаимодействия. Роль учителя заключается в
подготовке учащихся к работе над проектом,
выборе темы, в оказании помощи учащимся при
планировании работы, в текущем контроле и
консультировании учащихся по ходу выполнения
проекта на правах соучастника.

Итак, основная идея метода проектов
заключается в том, чтобы перенести акцент с
различного вида упражнений на активную
мыслительную деятельность учащихся в ходе
совместной творческой работы. Урок-проект
формирует умения самостоятельной работы.
Главной особенностью урока-проекта является
доступность темы и возможность ее варьирования.

В своей работе я использую следующие
нетрадиционные формы проведения урока: 1. Устный
журнал 2. Экскурсия 3. Читательская конференция 4
Уроки-праздники 5. КВН, викторины, конкурсы 6.
Беседа 7. Телемост 8. Заочное путешествие 9. Работа
с газетой 10. Урок защиты профессии 11. Защита
проектов 12. Диспут 13. Урок- путешествие 14. Аукцион
знаний.

Целью урока – путешествия является
вымышленное место, ситуация, а целью заочного
путешествия – вполне реальное место: город или
страна. Читательская конференция. Такая форма
работы известна довольно давно. Она используется
с целью подведения итогов в изучении какой-то
области знания или социальных проблем.
Конференции могут быть
научно-исследовательскими, урочными,
читательскими. Современная школа в большей
степени использует научно-исследовательские или
научно-практические конференции, в ходе которых
учащиеся имеют возможность продемонстрировать
результаты своих научных изысканий, учиться
публично выступать, доказывать жизнеспособность
своих теорий и гипотез. Конференции помогают
школьникам развивать коммуникативные умения:
логически выстраивать своё выступление, быть
доказательным и уметь опровергать, учат владеть
методикой ведения научного спора. Читательская
конференция используется довольно редко. И
педагоги-предметники, говоря об учебных
достижениях учащихся, часто жалуются на то, что
ученики не умеют и не хотят читать. К сожалению,
этому способствует и научно-технический
прогресс. Слушание музыки, компьютерные игры,
многочасовое сидение у телевизора — всё это
приводит к тому, что чтение книг становится
скучным и неинтересным. Основная цель
читательских конференций — развитие интереса у
учащихся к книге и чтению, формирование
читательских умений, традиций и обычаев чтения.
Читательские конференции должны способствовать
развитию кругозора учащихся, познавательного
интереса.

Методика подготовки к читательской
конференции:

1) Определение темы читательской конференции

2) Согласование сроков проведения с будущими
участниками (ученики, библиотекарь, педагоги и
т.д.)

3) Определение вопросов, которые будут
обсуждаться

4) Просмотр художественной литературы, фильмов

5) Поиск необходим материалов в библиотеке,
работа с документами, периодической печатью,
библиографией.

6) Распределение учащихся по группам для
подготовки к конференции с учётом интересов и
желаний 7) Промежуточное обсуждение с группами
промежуточных результатов

8) Проведение конференции

9) Обсуждение результатов.

Урок подобной формы рекомендуется проводить на
старшей ступени обучения (10-11кл).

Работа с газетой. По моим наблюдениям молодые
люди школьного возраста в настоящее время мало
читают газет на русском языке, не говоря уже о
газетах, написанных на немецком языке. Задача
учителя заключается в том, чтобы заинтересовать
учащихся, привлечь к чтению газетных статей, что
расширит их кругозор и принесёт практическую
пользу в овладении иностранным языком. Известно,
что любой предмет школьной программы учащиеся
усваивают намного лучше, если содержание
материала удаётся связать с актуальной
действительностью. Такую возможность по
отношению к немецкому языку, как к учебной
дисциплине даёт газета. Читатели немецких газет
получают интересную информацию из области
политики, медицины, экологии, истории, культуры,
искусства, спорта и т.д. Газета проводит так же
всевозможные тесты, конкурсы, даёт полезные
советы.

Урок-путешествие в полной мере реализует себя
только при наличии большого количества
наглядности, а также использования ТСО: аудио и
видео информации. Это необходимо, чтобы
достаточно полно передать атмосферу выбранной
цели путешествия. Для урока нужно подобрать как
можно больше рисунков и фотографий
достопримечательностей, сделанных желательно с
разных ракурсов; аудио и видео информация должна
быть учащимся понятна (хотя бы на 50%), чтобы у
школьника не пропал к ней интерес как к
непонимаемой. Необходимо создать определённый
настрой в классе (оформить его в виде автобуса,
самолёта и т.д.), а также создать музыкальное
сопровождение. На уроке дети не должны быть
пассивными слушателями. Они должны заранее
подготовить некий материал, выучить его, чтобы на
момент путешествия уже владеть некими знаниями о
городе или стране. В ходе урока ученики должны
делать краткие записи об увиденном и услышанном,
задавать вопросы, делиться друг с другом
известными фактами, формулировать своё мнение и
отношение, выказывать восхищение. При такой
форме урока большая роль отводится учителю. Его
речь, движения, мимика должны быть очень
выразительны, чтобы дети поверили в реальность
путешествия, воспринимали информацию не как
абстрактную, необходимую для зазубривания, а как
факт реальной действительности, который имеет
место быть в стране изучаемого языка.

Аукцион знаний – урок проводится в форме
деловой игры. Эта форма предпочтительна для
контрольного урока. Распорядителем аукциона
является учитель. Он “покупает” знания учащихся
и платит за них определённую валюту. В задачу
учеников входит “продать” как можно больше
знаний и набрать максимальное количество валюты,
чтобы её хватило на покупку 5 или 4. Эта форма
урока позволяет разнообразить и скрасить
контроль знаний и умений школьников по
пройденной теме, а также у школьников
формируются специальные умения: вести торги,
отстаивать свою точку зрения, деловая и
творческая активность и др. Проведение аукциона
требует тщательной предварительной подготовки
со стороны учителя. Ему нужно заранее продумать
задания, подготовить раздаточный материал,
музыкальное сопровождение, разработать систему
объективного оценивания знаний. Проведение
урока может включать в себя разные формы
(викторины, конкурсы, отгадывание кроссвордов) и
режимы (индивидуальный, групповой, фронтальный)
работы, т.е. даёт почву для применения фантазии.

Весьма интересной и плодотворной формой
проведения уроков является урок-праздник. Эта
форма урока расширяет знания учащихся о
традициях и обычаях, существующих в
немецкоговорящих странах и развивает у
школьников способности к иноязычному общению,
позволяющих участвовать в различных ситуациях
межкультурной коммуникации.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным
свидетельством освоения изучаемого языка
является способность учащихся вести беседу по
конкретной теме. В данном случае целесообразно
проводить урок-интервью. Урок-интервью — это
своеобразный диалог по обмену информацией. На
таком уроке, как правило, учащиеся овладевают
определенным количеством частотных клише и
пользуются ими в автоматическом режиме.
Оптимальное сочетание структурной
повторяемости обеспечивает прочность и
осмысленность усвоения. В зависимости от
поставленных задач тема урока может включать
отдельные подтемы. Например: ”Свободное
время», “Планы на будущее”, “Биография” и т.д.

Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом
значимой информацией. Однако при работе с такими
темами, как «Моя школа» или «Мой город»,
равноправный диалог теряет смысл, поскольку
партнерам незачем обмениваться информацией.
Коммуникация приобретает чисто формальный
характер.

В такой ситуации логично прибегнуть к
элементами ролевого диалога. При этом один из
партнеров продолжает оставаться самим собой, то
есть российским школьником, тогда как второй
должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

2.2. Роль игры в процессе обучения немецкому
языку

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети,
начинающие изучать в школе иностранный язык,
считают, что это весело и забавно. Но спустя
некоторое время они начинают понимать, что это
совсем нелегко, и вскоре иностранный язык
становится одним из нелюбимых предметов. Одной
из причин, которая приводит к такому результату —
трудности в изучении грамматики. Традиционные
способы объяснения и тренировки к желаемому
результату не приводят. Обучение более
эффективно, если ученики активно вовлечены в
процесс.

Есть разные способы стимулировать детей к
активности, но самыми эффективными являются
игра, творчество и любопытство. В настоящее время
игры являются неотъемлемой частью обучения
иностранному языку. Игры способствуют
интенсивной языковой практике. Они могут
использоваться в начале урока или в конце для
стимуляции, уменьшения напряжения после
контрольной, для смены деятельности на уроке.
Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в
тренировке языковых явлений.

Одним из преимуществ игр является то, что все
ученики работают одновременно. Участие в играх
развивает способность сотрудничать,
соревноваться, не проявляя агрессии, уметь
проигрывать, брать на себя ответственность.

Особое значение приобретают игры, известные
детям из их жизненного опыта на родном языке.
Применение игр — эффективный способ повторения
языковых явлений. В целом, ученики любят игры,
которые имеют элемент удачи, потому что она
добавляет увлеченность игре. Игры, которые
зависят от умений учеников, становятся скучными,
так как выигрывают одни и те же способные ребята,
и увлеченность большинства игроков падает. Игры
с элементом удачи включают в себя игры на
угадывание, игры с кубиками и картами.
Большинство игр носят состязательный характер, и
победителем может стать один человек или
команда. Использование командных и групповых игр
помогает уменьшить давление соревнования на
одного человека.

Применение различных игр помогает увлечь ребят
иностранным языком, создает условия для
достижения успеха в изучении языка. И учащиеся,
которые захотят играть, обязательно захотят
улучшить свои знания по иностранному языку.

Планируя уроки, учитель должен думать не только
о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или
иную структуру, но и стремился создать все
возможности для развития индивидуальности
каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей
к своему предмету, нужно понять, какие приёмы
работы могут увлечь ребят. Каждый учитель
иностранного языка, постоянно должен искать
резервы повышения качества и эффективности
обучения иностранному языку. Мы считаем что,
главная задача учителя — добиваться того, чтобы
не пропадал интерес к изучению иностранного
языка. Игры помогают детям стать творческими
личностями, учат творчески относиться к любому
делу. Творчески относиться к делу — значит
выполнять его качественно, на более высоком
уровне. Творчество — это постоянное
совершенствование и прогресс в любой
деятельности. Игры приносят детям и взрослым
радость творчества .Игра всегда предполагает
принятия решения — как поступить, что сказать, как
выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет
мыслительную деятельность играющих. А если
ребёнок будет думать на иностранном языке?
Конечно же, здесь таятся богатые обучающие
возможности. Дети, однако, над этим не
задумываются. Для них игра прежде всего —
увлекательное занятие. В игре все равны. Она
посильна даже слабым ученикам. Чувство
равенства, атмосфера увлечённости и радости,
ощущение посильности заданий — всё это даёт
возможность ребятам преодолеть стеснительность,
мешающую свободно употреблять в речи слова
чужого языка и благотворно сказывается на
результатах обучения. Незаметно усваивается
языковой материал, а вместе с этим возникает
чувство удовлетворения — оказывается, я могу
говорить наравне со всеми.

Игры способствуют выполнению следующих
методических задач:

  • создание психологической готовности детей к
    речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости
    многократного повторения ими языкового
    материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого
    варианта;

Место игр на уроке и отводимое игре время
зависят от ряда факторов подготовки учащихся,
изучаемого материала, целей и условий урока и т.д.
Например, если игра используется в качестве
тренировочного упражнения при первичном
закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока.
В дальнейшем та же игра может проводиться
повторением уже пройденного материала. Одна и та
же игра может быть использована на различных
этапах урока.

Следует помнить, что при всей
привлекательности и эффективности игр
необходимо соблюдать чувство меры, иначе они
утомят учащихся и потеряют свежесть
эмоционального воздействия.

Использование игр на уроках иностранного языка
помогает учителю глубже раскрыть личностный
потенциал каждого ученика, его положительные
личные качества (трудолюбие, активность,
самостоятельность, инициативность, умение
работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и
укрепить учебную мотивацию.

Заключение

Как известно, целью обучения иностранному
языку в школе является формирование
межкультурной компетенции учащихся, которая
реализуется в способности к речевому общению.
Залогом успешной речевой активности учащихся
являются нетрадиционные формы уроков немецкого
языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к
культуре стран изучаемого языка, а также
расширяют знания о культурном наследии родной
страны, что позволяет учащимся принимать
активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают
возможность не только поднять интерес учащихся к
изучаемому предмету, но и развивать их
творческую самостоятельность, творческое
мышление, обучают работе с различными
источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают»
традиционность урока, оживляют мысль. Однако
необходимо отметить, что слишком частое
обращение к подобным формам организации
учебного процесса нецелесообразно, так как
нетрадиционное может быстро стать традиционным,
что, в конечном счете, приведет к падению у
учащихся интереса к предмету. Развивающий и
воспитывающий потенциал нетрадиционных форм
урока можно охарактеризовать с помощью
определения следующих целей обучения:

  • формирование у учащихся интереса и уважения к
    культуре страны изучаемого языка;
  • воспитание культуры общения и потребности в
    практическом использовании языка в различных
    сферах деятельности;
  • развитие языковых, интеллектуальных и
    познавательных способностей, развитие
    ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Литература

  1. Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983г.
  2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому
    языку. – М., 1988.
  3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика
    познавательной сферы ребёнка. — М.:
    Роспедагентство, 1994.
  4. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего
    школьника. Ж-л “Завуч начальной школы». №2, 2001.
  5. Гриценко Л.И. Педагогика и психология: курс
    лекций.-В..Изд.ВГАПК РО, 2009.
  6. Егоров О. Коммуникативная функция учебного
    занятия. // Учитель — 2001 — №1 — с.52-54.
  7. Есипович К. Б. Управление познавательной
    деятельностью учащихся при изучении
    иностранного языка в средней школе. – М., 1988.
  8. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей
    учащихся. Нач. шк. 2000. №7.
  9. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку
    на начальном этапе обучения. // — Начальная школа —
    2001 — №11 — с.49-51.
  10. Мотков О.И. Психология самопознания личности.
    Практическое пособие. — М.: “Треугольник”, 1993.
  11. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные
    концептуальные принципы коммуникативного
    обучения иностранному языку. // ИЯШ — 2000 — №4. С.14-19.
  12. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней
    школе. — М.: Просвещение, 1988.
  13. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного
    языка. // ИЯШ — 2001 — №2 С.14-19.
  14. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного
    языка. // ИЯШ — 1991 — №2 С.3-10.
  15. Розен Е. В. Газета и журналы на немецком языке. –
    М., 1985.
  16. Цели обучения иностранному языку: учебное
    пособие. / Под ред.Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой —
    Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *