М.П. Мусоргский Картинки с выставки. 2-й класс

  • Шамина Ольга Александровна, учитель музыки и МХК

Тип урока: урок изучения нового
материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы, применяемые на уроке: наглядный,
игровой, практический,
объяснительно-иллюстративный.

Цель урока: формировать представление о
выразительных и изобразительных
интонациях в произведении М.П. Мусоргского
“Картинки с выставки”.

Задачи урока:

1) познакомить с выразительными и
изобразительными интонациями в сюите
М.П.Мусоргского.

2) развивать:

— образное и музыкальное мышление учащихся, их
творческие способности;

— чувство ритма, музыкальную память,
эмоциональную отзывчивость на музыку.

3) воспитывать:

— интерес и уважение к творчеству русских
композиторов и художников; — музыкальный вкус,
любовь к классической музыке.

4) повышать уровень музыкальной культуры
учащихся.

5) совершенствовать вокально-певческие навыки и
умения.

Планируемые результаты:

Личностный – проявлять
личностное отношение при восприятии музыкальных
произведений, эмоциональную отзывчивость.

Метапредметный – определять и
соотносить различные по смыслу интонации на слух
и по нотному письму (графическому изображению)

Предметный – применять знания основных
средств музыкальной выразительности при анализе
прослушанного музыкального произведения

Музыкальный материал:

1) “Песня о картинах” Г. Гладков

2) Пьесы из сюиты “Картинки с выставки” М.П.
Мусоргский:

  • “Избушка на курьих ножках”,
  • “Балет невылупившихся птенцов”,
  • “Богатырские ворота”
  • “Лиможский рынок ”

3) Песня ““Веселые путешественники”
Старокадамский.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку “Прогулка”
Мусоргского.

Музыкальное приветствие “Здравствуйте,
ребята!” (по ступеням звукоряда).

2. Мотивация.

У. Сегодня мы на уроке мы отправимся на
экскурсию за новыми впечатлениями в северную
столицу нашей Родины – г. Санкт-Петербург (упражнение
“Поезд”)

Ну, вот мы на пороге Петербургской Академии
художеств (слайд 2)

Как вы думаете, что мы можем увидеть в стенах
этой Академии художеств?

Д. Разные картины

У. Верно, мы совершим экскурсионную прогулку
по выставке. А вы знаете, какие бывают картины?
(ответы детей)

Давайте исполним песню “Песня о картинах”
(хоровое исполнение песни).

3. Актуализация знаний.

Учитель проверяет знания о творчестве
композитора, значение термина “сюита ”,
полученные на предыдущих уроках.

У. Сегодня на выставке мы познакомимся с
картинками, музыку к которым написал
М.П.Мусоргский. Вам известно имя этого великого
композитора. Какие произведения он сочинил?
(“Рассвет на Москве-реке”, “Прогулка”) Давайте
вспомним некоторые факты из жизни композитора (ответы
детей на вопросы
).

У. Что такое сюита? (Сюита – музыкальное
произведение, которое состоит из нескольких
частей, соединенных одной темой
).

4. Изучение нового материала.

У. Сегодня сопровождать по выставке нас будет
музыка сюиты “Картинки с выставки”. Судя по
названию “Картинки с выставки”, как вы думаете,
какие впечатления композитора могли отразиться
в произведении? (слайд 3)

(ответы детей)

Музыку, рожденную под впечатлением выставки,
композитор посвятил другу — художнику Виктору
Гартману и дал ей название “Картинки с выставки
(слайд 4)

В академии искусств, в 1874 году, было выставлено
почти все, что создал Виктор Александрович
Гартман в течение своей творческой деятельности:
картины, акварели, архитектурные проекты,
наброски театральных декораций и костюмов, а
также эскизы оформлений предметов быта: часов,
игрушек и т.д. Мусоргский не раз обошел выставку
(слайд 5)

Мысль передать в музыкальных образах свои
зрительные впечатления, искренне увлекла
Мусоргского. Давайте и мы с вами попробуем
мысленно оказаться в залах Академии художеств и
в сопровождении музыки Мусоргского совершим
экскурсионную прогулку по выставке Гартмана.
Остановимся мы лишь у некоторых работ художника,
а музыка Мусоргского поможет нам воссоздать в
нашем воображении образы художественных
произведений. Открывает сюиту знакомая нам
музыка, очень похожая на русский напев.

Послушайте, вспомните, как она называется
(слайд 5)

(звучит “Прогулка”)

Д. “Прогулка”

У. Верно, она называется “Прогулка”. В ней
композитор, по его признанию, создал свой
музыкальный портрет, изобразил себя самого,
гуляющего по выставке.

Какие чувства Модеста Петровича передает
музыка?

(ответы детей)

Прогулка сопровождает нас по выставке,
являясь связующей нитью между пьесами сюиты.

У. А вот и первая картина. А как мы узнаем, о
чем она рассказывает?

Д. Послушаем

У. Прислушаемся, что будет изображать
музыка, и какие чувства выразит композитор? (слайд
5)

(звучат “Богатырские ворота”)

У. Что же вы увидели?

Какие образы рождало ваше воображение? (ответы
детей)

Какой картинке Гартмана близка музыка? (слайд
6)

Обращаемся к учебнику – сопоставляем картинки
“Богатырские ворота” и “Балет невылупившихся
птенцов”

Дети выбирают картинку “Богатырские ворота
(слайд 7)

У. А какими музыкальными средствами
Мусоргский нарисовал (изобразил) эту картинку?

Д. Маршевый характер, неторопливый темп,
громкое, торжественное звучание

У. Что же выразил в музыкальном образе
композитор?

Д. Гордость, величие, торжество

У. А что изображено музыкальной интонацией?

Д. Богатырская поступь, колокольные звоны

Послушайте, какая знакомая нам интонация
использована композитором в этой картинке, что в
ней изменилось?

(проигрывается интонация)

Д. Это мелодия “Прогулки”.

У. Посмотрим, как изменился музыкальный язык
темы “Прогулки”

(обращаемся к нотной записи, сравниваем муз.
интонации, обращаем внимание на “крупные”
длительности, динамические оттенки, звучание
ф-но напоминает звучание колокола)
(слайд 8)

Вокализация, пластическое интонирование

Исполним интонацию этой музыкальной картинки,
передавая богатырский дух и торжественный звон
русских колоколов (слайд 8)

У. А вот следующая картинка — “Балет
невылупившихся птенцов” (слайд 9)

Послушаем, что нарисует ваше воображение
(ответы детей после слушания музыки)

(звучит “Балет невылупившихся птенцов”)

У. Сколько действующих лиц, какой характер
музыки?

Д. Музыка озорная, легкая, быстрая,
подпрыгивающая.

У. А какие музыкальные средства использовал
Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д. Высокие звуки, подвижный темп, озорная,
шаловливая мелодия (слайд 9)

( работаем с нотной записью)

У. Какими изобразил птенцов Мусоргский в
своей пьесе?

Д. Птенцы маленькие, смешные, неловкие, слышен
их писк.

У. Какие чувства композитора выразила музыка?

Д. добрые, радостные, шутливые.

У. Эти впечатления навеял Мусоргскому эскиз
художника Гартмана к балету (слайд 10)

(обращаемся к картинке Гартмана)

У. Как вы думаете, почему композитор дал пьесе
название балет?

Д. Птенцы постоянно двигаются, пытаются
освободиться от скорлупок, словно танцуют.

У. Давайте попробуем сыграть роль этих
забавных птенцов.

Пластическая разминка — игра “Птенцы” (слайд 11)

У. Ну, а теперь давайте подойдем к такой
интересной работе художника – “Избушка на
курьих ножках”
(слайд 12)

(обращаемся к картинке, рассматриваем ее)

Гартман сделал рисунок — эскиз бронзовых
настольных часов, украшенных разноцветной
эмалью. Часы изображают изящную аккуратную
избушку на курьих ножках, элементы декора,
сделаны в русском стиле — резьба, вышивка. Правда,
очень красиво?

Кто может быть обитателем этого теремка?
(ответы детей)

А какое впечатление произвела эта картинка на
композитора? Давайте прислушаемся к музыкальной
интонации (слайд 12)

(звучит начальная интонация)

С каким чувством звучала интонация?

Д. Грозным, страшным, злым

У. Посмотрите на музыкальную запись
интонации, какая мелодия? (слайд 13)

( работаем с нотной записью, анализируем
музыкальную интонацию)

Д. Большие скачки, паузы

У. Что могут изображать такие звуки?

Д. Стуки, сердитые выкрики, ворчание.

У. Давайте послушаем и понаблюдаем, что
вырастет из этого мотива (слайд 13)

(звучит “Избушка на курьих ножках”)

Что же вы увидели, представили?

Д. Это Баба-Яга

У. А какие музыкальные краски использовал
Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д. Низкие звуки, подвижный темп, резкая
громкая мелодия.

У. Какие чувства композитора выразила музыка?

Д. Волнение, недобрые чувства.

У. Одинаковые образы получились у художника и
композитора? (слайд 14)

Д. Нет

У. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых
часов в виде избушки на курьих ножках. Однако
фантазия Мусоргского изобразила совершенно
другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги.

Стоит нам сказать: “Избушка, избушка, встань к
лесу задом, а ко мне передом”, как мы увидим
истинное лицо этого домика и его владелицы.

У. Еще с одной яркой изобразительной
картинкой нам предстоит встреча (слайд 15)

(Обращаемся к учебнику).

Посмотрите на картинку Гартмана, что на ней
изображено?

Д. Это рынок.

У. А как вы думаете, что происходит между
персонажами?

Д. Они разговаривают.

У. А какой по характеру музыкой можно было бы
это изобразить?

Д. Быстрой, громкой.

У. Послушайте, могла бы такая интонация
изобразить этот разговор?

Д. Могла, потому что она быстрая, в ней острые
звуки.

У. Посмотрите, в нотной записи обозначен
характер звучания (слайд 16)

(Работаем с нотной записью, анализируем
музыкальную интонацию)

Д. Звуки короткие, движение быстрое, вначале
почти на одном звуке.

У. Давайте попробуем исполнить этот мотив как
музыкант на клавиатуре.

(проигрываем на клавиатуре)

Похожа эта интонация на быструю речь?

Д. Да

У. Сейчас мы услышим, как дальше будет
развиваться эта интонация, послушайте, что еще
изобразит в своей музыкальной картинке
композитор (слайд 17)

(звучит “Лиможский рынок”)

Д. Суета, разговоры, спор

У. А какие чувства выразила музыка?

Д. Веселое, доброе

У. Композитор передал в музыке всеобщее
оживление. Эта картинка получила название
“Лиможский рынок”.

5. Обобщение

У. Что же мы узнали на выставке?

Д. Мы познакомились с рисунками художника
Гартмана и музыкальными картинками Мусоргского.

У. Композитор иллюстрировал рисунки
художника или создал свои образы, под
впечатлением от увиденного на выставке?

Д. создал свои образы.

У. Благодаря выразительным и изобразительным
возможностям музыки, картинки Мусоргского
получились красочными, живописными!

Наша экскурсия по выставке подошла к концу, и мы
возвращаемся домой (упражнение “Поезд”)

6. Вокально-хоровая работа

У. В пути, чтобы не было скучно, давайте
исполним песню “Веселые путешественники”.

При пении необходимо:

— использование певческих навыков;

— чистое и выразительное интонирование;

— овладение собственной манерой вокального
исполнения.

7. Закрепление материала:

У. С какими впечатлениями мы вернулись с
выставки нам поможет вспомнить музыкальная
викторина (слайд 18)

(“Избушка на курьих ножках”, “Балет
невылупившихся птенцов”, “Богатырские ворота”,
“Лиможский рынок ”)

8. Рефлексия

У. Каждое произведение искусства — это
маленькое чудо.

Я вам предлагаю создать свое маленькое чудо, в
котором мы выразим свои чувства. (На ватмане
создаем картину “Впечатление”)

9. Комментирование домашнего задания:

У. Выполните рисунок и передайте в нем своё
впечатление от услышанной музыки.

10. Подведение итогов.

Совместные выводы учителя и учащихся,
выставление оценок тем, кто активно работал на
уроке.

Related posts:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *