Н.А. Некрасов Крестьянские дети

  • Машинистова Оксана Валериевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Обучающие:

  • учить школьников анализировать поэтическое произведение
  • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций
  • формировать представление об историческом прошлом
  • учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
  • учить рассуждать
  • обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • пробуждать интерес к истории своей Родины
  • развивать познавательную активность детей
  • развивать самостоятельность учащихся
  • развивать устную речь учащихся

Воспитательные:

  • формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
  • воспитывать патриотизм
  • прививать интерес к книге, к чтению
  • раскрыть нравственный смысл произведения
  • воспитывать эстетические чувства
  • прививать навыки умственного труда.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова; выставка книг писателя; словари, компьютерная презентация «Творчество Некрасова»; компьютер;

I. Орг.момент.

II. Индивидуальные домашние задания.

Заранее предложим нескольким ученикам подготовить сообщение о детстве Н.А.Некрасова (слайд 2,3,4); творчество Н.А.Некрасова (слайд 5,6,7,8).

Учитель предлагает детям карточки с текстами. Задание может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития ученика.

  • Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности.
  • Пересказать текст.
  • Прочитать текст выразительно.

III. Первичное знакомство с текстом. (Слайд 9)

Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими вами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные); что интересного заметили ребята в стихотворении. Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста.

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.

— Мы уже с вами заметили, что «Однажды, в студеную зимнюю пору…» является частью большого произведения «Крестьянские дети». Подумайте, из каких же частей состоит это стихотворение. (Если ученики затрудняются, поможем им вопросами).

— С чего начинается стихотворение?

(Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте).

— До каких слов идет рассказ об этом?

(«…Так рядом с Гаврилой…-т «Услышит. Молчи!»)

— Это значит, что со слов после черты «О, милые плуты! Кто часто их виде…» идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(Дети ответят, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».)

Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели.

— Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

(Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену.

Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

Важно, чтобы ребята представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию рассказчик – слушатели.

На доске или в тетрадях можно оформить таблицу. Будем заполнять ее по ходу анализа.

ЧастьСодержаниеРассказчикСлушатели
1Встреча охотника с крестьянскими детьми.ОхотникДрузья, гости.
2Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком ВласомЖурналист, публицист.Читатель из дворян, из общества образованных людей.
3Обращение к крестьянским детямГражданин, который думает о будущем народа.Крестьянские дети
4(1)Встреча охотника с крестьянскими детьмиОхотникДрузья, гости

— История встречи с детьми – как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?

Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку или сравнить с домиком, где начало и конец – стены, а в нутрии есть комнаты. Мы рассмотрим образ дома. У нас есть стены дома – начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Сообщение учеников

Попросим выступить учеников, выполнявших индивидуальные домашние задания.

Их сообщения дадут ребятам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения.

Комментированное чтение.

  1. Дети читают текст.(Слайд 11)

— Почему автор называет крестьянских детей «милые плуты»?

(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

— «О милые плуты!»- этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

— В первом отрывке рассказчик- охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?

Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель, скорее всего, из привилегированного сословия – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого рода».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист. С публицистическим пафосом обращающихся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…»

— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «в их жизни так много поэзии слито»? (Слайд 12)

— Кого автор называет «балованными детками»?

— Как вы понимаете строки: « Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они»?

2.Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги…» до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».

— Кто «делывал с ними грибные набеги»?

( Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.)

— Что значит «грибные набеги»? Почему автор употребляет слово «делывал»? Какой у него смысловой оттенок?

— О какой ситуации говорится в первых четырех строчках этого отрывка? (Слайд 10)

Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик нет.)

— Савося – уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?

(Севастьян.)

— Почему дети клали змей на перила моста?

(В русских народных сказках богатыри сражаются со змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.)

3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была…» до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ…»

— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?

(Вологжанин – житель города Вологды. Лудильщик – рабочий, который лудит(покрывает специальным сплавом олова) посуду. Портной – мастер по шитью одежды. Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.) (Слайд 13)

— Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то строки становятся короче. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда – то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире и о жизни.

— Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися — // Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»?

(Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» ( с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья до Казани.)

— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!… До полдня грибы собирали» до слов: «… Бояться смиреной лошадки своей?»

Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.

— Чем закончился поход за грибами?

— Что делают дети, вернувшись домой?

5. От «Грибная пора отойти не успела…» до «Живого в деревню тащат с торжеством…».

— Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, // Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря // Закокав птенцам».

— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

(Из шести предложений четыре – восклицательные.)

— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

6. От «- Довольно, Ванюша! гулял ты немало…» до «Ванюша в деревню въезжает царем…».

— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

(Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы. Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и « в деревню въезжает царем».)

-Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?

(Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай…)

7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста.

От «Однако же зависть в дворянском дитяти…» до «Зато ему рано знакомы труды…»

— Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно, иронично?

— Автор хочет сказать , что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только нарядную сторону жизни крестьянских детей?

— Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.

— Поставьте логические ударения в строках:

«… Но вырастет он, если Богу угодно, // А сгибнуть ничто не мешает ему».

8. От « Однажды, в студеную зимнюю пору…» до «В которых так много любви!».

— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?

— Почему рассказчику сначала кажется, что « как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?

— Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?

-Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?

Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.

-Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка.

…Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

— Как вы думаете , что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?

Важно, чтобы ученики поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.

9. Читаем и комментируем последний отрывок. (Слайд 14,15,16)

От «…Играйте же, дети! Растите на воле!…» до «…Проводит вас в недра землицы родной!…»

— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого еще?

(Заполняем таблицу)

— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?

-Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает хранить поэт?

(«Вековое наследство»- это лучшие традиции народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего «дома», то есть между началом и концом, где рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? На каком приеме они построены?

Предыдущая работа поможет ребятам увидеть две большие части(можно сказать – «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную» сторону жизни и трудную, тяжелую сторону.

Светлая сторона: 1-6-й отрывки.

Трудная сторона: 7-8-й отрывки.

Девятый отрывок- кульминационное обращение к детям- в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание

Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому приготовить выразительное чтение. Четырем сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвертой частям стихотворения: по два ученика на каждый отрывок.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *