Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок

  • Болотова Ольга Вениаминовна, учитель технологии

Цель урока:

  1. Обобщить и закрепить знания по теме «Рабочая
    одежда», ознакомить учащихся с правилами
    построения чертежей и с правилами снятия мерок.
    Научить правильному измерению фигуру человека.
  2. Развивать у школьников пространственное
    представление о линиях, мысленно проводимых на
    фигуру человека через ориентированные точки.
    Научить определять положение этих линий по
    отношению друг к другу (снимать мерки).
  3. Формировать у учащихся точность, внимание,
    сосредоточенность и аккуратность при выполнении
    работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения урока:
объяснительно – иллюстрационный,
репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Форма урока: групповая,
индивидуальная.

Оборудование и наглядные пособия:

  • инструменты и приспособления согласно
    технической документации, линейка, угольник,
    карандаши, линейка закройщика;
  • модели фартуков, юбки и сорочки из различных
    тканей;
  • выкройка изделия в натуральную величину;
  • манекен, сантиметровая лента и шнурок (узкая
    тесьма, резинка) для опоясывания талии – по 1 шт.
    на каждую пару учащихся;
  • цветная бумага;
  • компьютер, экран, презентация PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверить наличие учащихся.
  2. Проверить готовность учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы с вами изучали рабочую
одежду: ее виды, назначение и требования, которые
предъявляются к ней.

Давайте вспомним, какое же основное назначение
одежды?

— Скажите, а какая одежда была во времена Адама и
Евы?

— Почему же они все таки решили сшить себе
одежду?

В дальнейшем люди стали видоизменять одежду и
получилась очень большое разнообразное ее видов.

Мы на прошлом уроке изучили классификацию
одежды, а сейчас попробуем ответить на небольшой
тест.

Тест.

Выберите неправильный ответ:

1. Одежда подразделяется на …

а) форменную.
б) домашнюю.
в) производственную.
г) бытовую.

2. Повседневная одежда относится к …

а) бытовой.
б) домашней.
в) национальной.
г) специальной.

3. Производственная одежда бывает …

а) общего типа.
б) специальная.
в) санитарная.
г) бытовая.

4. Бытовая одежда подразделяется …

а) на специальную.
б) на торжественную.
в) на домашнюю.
г) на повседневную.

5. Национальная одежда относится к …

а) бытовой.
б) повседневной.
в) общего типа.
г) торжественной.

— А можем ли мы по одежде определить
специальность человека?

— Какую рабочую одежду носим мы?

— Назовите рабочую одежду:

  • врача;
  • продавца;
  • шахтера;
  • повара;
  • официанта;
  • сапожника.

— А какое отношение имеют фартуки, выставленные
на нашей выставке, к теме нашего урока?

— Так, для чего же необходима рабочая одежда?

Итак, мы видим, что рабочая одежда предохраняет
одежду человека от воздействия воды, пыли, грязи,
различных химических веществ и т.д.

— В этом году мы с вами будем шить фартук и
косынку. Предлагаю посмотреть вам презентацию
«Виды Фартуков».

Презентация PowerPoint

— Что нам необходимо иметь, чтобы это сделать?

  1. Ткань.
  2. Модель.
  3. Выкройку.
  4. Чертеж.
  5. Готовое изделие.

Задание №1. А какая ткань нужна для
изготовления фартука?

Составляем кластер

Задание №2. А у кого дома есть фартук? А
у мамы? А у куклы?

Так, у куклы фартука нет, давайте мы сейчас
изготовим фартук для куклы.

У вас на столах лежит лист цветной бумаги. Вы
сейчас изготовите из этой бумаги фартук для
куклы.

Демонстрируем бумажные фартуки, выполненные
учащимися.

— А почему свернули пополам?

Складываю модели пополам и показываю, что все
изделия (юбка, фартук, сорочка) совмещаются
относительно оси. Следовательно, наша фигура
симметричная относительно оси. Поэтому чертеж и
выкройку мы будем строить на половину фигуры.

— А какие инструменты нам нужны для построения
чертежа?

Дети называют, а я показываю инструменты.

Открываем следующий слайд «Инструменты для
построения чертежа».

Каких инструментов не хватает на слайде?

Задание №3. А сейчас в тетради
нарисуйте мамин фартук.

— Это мамин фартук?

— Он такой маленький?

— Что мы сделали с маминым фартуком? –
Уменьшили.

Объясняю масштабную линейку (линейка
закройщика).

Задание №4. Начертите в тетради
квадрат со стороной 22см по масштабной линейке.

Обозначьте этот квадрат АВСД.

— А как обозначается на чертеже отрезок?
А___________В

— А как обозначается точка? (.)А

— Как называются углы этого квадрата? – Прямые.

— Сколько градусов составляет прямой угол? – 90.

Итак, чем строить и как строить чертежи мы с
вами выяснили.

Подвожу итог выполнения задания.

Задание №5. Вызываю к доске 3 учениц. Вы
пришли в магазин и решили выбрать себе фартук. Я
продавец и хочу предложить вам примерить
некоторые фартуки. Что мы видим? На одной девочке
фартук сидит хорошо, другой он мал, а третьей –
большой.

— Что же здесь не так?

— Что мы должны знать, чтобы купить фартук и при
этом не выглядеть смешно. – Да, размер.

Итак, чтобы одежда была удобна и красива, надо
шить ее по определенному размеру.

Задание №6. Запишите в тетради слово
«Размер». Разберите это слово по составу.

Напишите в тетради однокоренные слова к слову
– размер. Называем по очереди слова. Записываю
эти слова на доске.

Итак, корень «мер». Так, что же надо сделать,
чтобы узнать размер? – Измерить.

— С какой геометрической фигурой мы можем
сравнить фартук? – прямоугольник.

— Какие размеры нам нужно знать, чтобы построить
прямоугольник? – длину и ширину.

— Какие размеры нам нужны, чтобы построить
чертеж фартука?

Но при изготовление одежды существует такое
понятие, как мерки. Они обозначаются

О – обхват.
С – полуобхват.
Д – длина.

Так как фартук имеет точку опоры на талии, то
нам необходимо измерить От.

Самая широкая часть у фартука это обхват бедер,
Об.

Длина фартука – Ди.

Помните, мы говорили, что фигура симметрична?
Поэтому мы записываем Ст, Сб, Ди.

Для облегчения снятия мерок на фигуре человека
условно устанавливают характерные для всех
людей ориентирные точки тела человека и через
них проводят условные линии.

Для того, чтобы точно определить условные линии
на фигуре, представим себе озеро с гладкой
поверхностью воды. Из воды на берег выходит
девочка.

Приложение 1

Линия воды находится на линии шеи.

Первый раз она остановилась, когда вода дошла
до передних углов подмышечных впадин. Здесь
расположена линия груди.

Второй раз – до самого узкого места туловища –
это линия талии.

Третий раз – была на уровне наиболее
выступающих точек ягодиц (12-14см ниже линии талии)
– это линия бедер.

Четвертый до середины колен – это линия
колен
.

При подготовке к изготовлению выкройки фигуру
измеряют по этим линиям.

Измерения проводят специальной сантиметровой
лентой
.

Изобрел её в 1810 году французский портной.

Задание №7. Читаем жужжащим чтением
правила.

К каждому предложению подобрать одно слово,
прочитав которое вы сможете вспомнить все
правило, и записать эти слова в тетрадь.

Показываю на манекене, как снимают мерки Ст, Сб
и Ди.

Итак, мы знаем, как снимают мерки и какие мерки
нам нужны.

Практическая работа: «Ателье».

Вводный инструктаж.

Работаем в парах. Один из вас будет заказчиком,
а второй – закройщиком.

В тетрадях столбиком запишем мерки:

  • Ст.
  • Сб.
  • Ди.

Вам необходимо снять мерки друг с друга и
правильно записать их в тетради.

Текущий инструктаж

1 обход – проверить, все ли учащиеся приступили
к снятию мерок.

2 обход – проверить организацию рабочего места
и соблюдение правил ТБ.

3, 4 обходы – с целью оказания помощи.

5 обход – с целью приема работы.

Заключительный инструктаж.

Указать на положительные стороны при
выполнении работы.

Анализ допущенных ошибок:

Выставление оценок за выполненные задания.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: снять мерки с мамы,
но предварительно имея шпаргалку записать в
тетради правила снятия мерок.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *