Права человека в обществе. Организации Объединенных Наций Международный день ООН – 24 октября

  • Гулидова Надежда Ивановна, учитель начальных классов
  • Кулебанова Нина Анатольевна, учитель начальных классов

Цели и задачи:

Познавательные: познакомить учащихся с
понятиями “Всеобщая декларация прав человека,
ООН, историей и функционированием ООН, задачами,
основными правами и свободами человека в
обществе.

Развивающие:

  • формировать правовую культуру и гражданское
    самосознание, понимание личной ответственности
    за будущее страны;
  • развивать логику мышления, внимание, речь,
    память.

Воспитывающие: чувство любви и уважения к
Родине, законам, людям и их правам, чести и
достоинству.

Социальные:

  • учить пользоваться своими правами в жизни,
    применять их знание при взаимовыручке;
  • вырабатывать общественное сознание правовой
    поддержки в кругу семьи, друзей, людей в обществе.

Форма проведения: заседание клуба
“Новое поколение” (по группам,
скомплектованным заранее учителем и детьми по
интересам, желанию и интеллекту с первого класса)

с элементами театрализации и игровых
практикумов, с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, презентация
по теме, брошюры с Конституцией, Конвенцией,
Законом об образовании, Всеобщей декларацией
прав человека, магнитофон для музыкального
оформления, одежда для актёров театральных
миниатюр, таблица успехов команд на доске
начертить, карточки для групп или каждого с
заданиями, плакат с флагами всех стран мира,
флажки четырех цветов (для каждой команды
одного цвета).

Сценарий занятия (35 мин.)

I. Вступление (8 мин.)

1) Организационный момент. (3 мин.)

У ч и т е ль: Ребята, у нас сегодня гости,
прошу вас повернуться лицом к ним, вытянуть
навстречу им руки – ладошками вверх, протянуть
солнечные лучики света, добра, счастья, мира и
радости, просто улыбнуться друг другу. (ДЕТИ:
выполняют)

Так человек творит в себе ДОБРО.

Пожелайте друг другу удачи.

Прошу занять рабочие места, продолжаем
плодотворно трудиться по группам и вести подсчёт
баллам, как всегда, по листу самоконтроля, чтобы
сегодня получить звание “Интеллект будущего”.
Ответы выслушиваем по очереди команд по списку.

(На доске таблица “Контрольный лист”, где
учитель вносит по ходу классного часа баллы за
ответы или вид работы, а каждый ребёнок видит
победителя)


Название групп по цвету
звёзд у каждой команды
Оригинальное
определение-расшифровка классного часа или
урока
Театр 1, 2, 3 гр. (дом.
задание учителя)

Ответ – 4гр.

Заполняет учитель после
подведения итогов
Красные
Жёлтые
Синие
Жёлтые

Проведём мы наше занятие в форме клубного часа.
А чтоб гостям было понятно, мы кратко расскажем
им о своём клубе, наших правилах и законах.
(Смотрите презентацию клуба)

Заседание дискуссионного клуба “Новое
поколение”.

Наш девиз: “Хочу всё знать, уметь всё в
жизни, чтобы полезным стать Отчизне!”

Законы нашего клуба:

Не согласен – возражай! Возражаешь –
предлагай! Предлагаешь – делай! Берись за дело
смело!

Золотые правила нашего клуба:

1. Один говорит – все слушают.
2. Уважай чужое мнение.

3.

В клубе зря ты не болтай,
Как заморский попугай.

4.

Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам.

5.

Вникая в суть разговора,
Внемли услышанным словам…

Последние события в нашей стране не могут
остаться без нашего внимания и обсуждения. Нашим
гостям, как будущим учителям, интересно
послушать ваше отношение ко всему происходящему
в мире, в школе, дома. Из этого складывается
человеческая жизнь! Ведь учитель готовит будущее
страны.

Сначала признайтесь гостям, что для вас –
каждый урок? (Или классный час?)

(Ответы 4 учеников-представителей от группы
сопровождаются словами и прикрепляются
магнитами на доске):

ДЕТИ из групп:

1 – для нас классный час – это ЧУДО или
ЧУДиО, а расшифровали мы так: час удивительных
дел и открытий.
2 – ВИД – время интересных дел.
3 – ЧП – чрезвычайно полезно.
4 – ВОДА – (вода в природе – символ жизни
человека)
время общих дел активистов.
5 – “КЛАСС” или КЛАСиС – коллективное
лавирование абсолютного самосовершенствования
и самореализации (помогали родители – бывшие
учителя)
.

(Баллы за оригинальное название ставит
учитель в таблице на доске, можно с привлечением
гостей)

2) Актуализация выбранной темы (5 мин.)

У ч и т е ль: Сегодня наш урок (или
классный час)
мы посвятим серьёзной теме,
которая для вас до этой минуты была тайной! Эта
тема непосредственно связана с наступлением
даты 24 октября. С этой темой часто сталкиваются и
обсуждают в каждой стране, в каждом доме, каждым
человеком и даже ребёнком!

А, ВПРОЧЕМ, ТЕМУ ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ САМИ, ВЫ
ЖЕ ЛЮБИТЕ ВСЁ ДЕЛАТЬ САМИ!

Предлагаю театральные миниатюры.

Вы внимательно прислушайтесь к разговору
действующих лиц, их словам, обратите внимание на
манеру поведения артистов, … и тема нашего урока
(или классного часа) будет раскрыта!

Приглашаю первых помощников-актёров. Не
забывайте, чем правдоподобнее вы сыграете, тем
выше балл для вашей команды.

У ч и т е ль: Вашему вниманию
предоставляется:

1 сцена “историческая”. (2 ученика
можно подготовить заранее из разных групп по 1
актёру или привлечь вожатых 5 класса)

ДЕТИ: Два “ученика-мушкетёра” со шпагами (можно
деревянными игрушечными мечами)
встречаются,
один другому бросает под ноги кожаную перчатку,
вынимает игрушечную шпагу и говорит:

1 — Сударь, я бросаю вам вызов! Вы имеете право
защитить свою честь и достоинство!
2 — Я принимаю его! Защищайтесь! И, Бог — свидетель,
накажет и покарает нечестивого!

Скрещивают шпаги.

У ч и т е ль: В этой сцене уже прозвучали
слова темы, если кто догадался, подтвердите свои
мысли после следующей.

У ч и т е ль: 2 сцена “современная”.
(3 человека из разных групп с целью получения
балла своей команде)

Снова внимательно прислушайтесь к разговору
действующих лиц, их словам, обратите внимание на
манеру поведения артистов, … и тема нашего урока (или
классного часа)
будет раскрыта!

ДЕТИ: Три ученика разыгрывают сценку
нападения на человека в лесной роще. Поставить
большие растения в больших горшках, за которыми
спрячутся два “ученика-бандита” с надетыми на
голову черными масками с прорезями для глаз (можно
взять чёрный пакет для мусора, прорезать в нём
дыры для глаз)
.

1 — Ученик-автор: В минуту раздумий и
огорчений Вася любил бродить по ближайшей лесной
роще. Он молча, опустив голову, брёл по опавшим
листьям (собрали опавшие листья, отгладили
через газету, и они весь год сохранят красивый
невысохший вид, разбросали под ногами идущего
ученика Васи)
, его настроение соответствовало
осеннему времени года … И вдруг неожиданно…(молча
выбегают из-за растения – куста и нападают сзади
на идущего ученика двое бандитов, один сзади
набрасывает шарф или бинт на рот, обматывает 2-3
раза (именно рот) Васе, а другой забегает вперёд с
оружием (игрушечным пистолетом в руках))
со
словами:

2 — Вы имеете право только хранить молчание…

У ч и т е ль: 3 сцена игровая.

ДЕТИ: 1 группа – Если не согласишься с нами
играть, мы те6я из комнаты не выпустим… (угрожающе
предупредил один из трёх)
.

— Не имеете права! Что я вам, крепостной что ли!
Хочу — играю, хочу — нет!

У ч и т е ль: Да, Руслан, если бы Артём и Костя
были из дворянской семьи, то тебе, Руслан,
пришлось бы играть тогда, когда они этого
захотят, ведь они твои хозяева. В наши дни всё
совсем по-другому!

Кто же догадался, о чём будет у нас в клубе
сегодня речь?

(Ответы обучающихся)

У ч и т е ль: Вы очень сообразительны и
внимательны!

О наших правах. О правах человека в обществе.

В современном обществе каждый человек имеет
равные права. Они принадлежат лично каждому от
рождения и их нельзя отнять.

(Если уровень развития класса не позволил
догадаться, учитель с артистами напоминает и
повторяет опорные слова из сцен, и дети сразу же
назовут тему).

1 — Вы имеете право защитить свою честь и
достоинство!
2 — Вы имеете право только хранить молчание…
3 — Не имеете права! Хочу – играю, хочу – нет!)

(Баллы за определение темы ставит учитель в
таблице на доске, можно с привлечением гостей)

II. Основная часть. Права человека. (5 мин)

И всё-таки, продолжая разговор о театре
миниатюр, давайте вспомним, о каких именно правах
они нам напомнили?

ДЕТИ: (Примерные ответы детей)

1 сцена историческая – право на жизнь, право на
защиту чести и достоинства;
2 – современная – право на жизнь, право на
свободу и личную неприкосновенность, право на
свободу слова;
3 – игровая – право на свободу выбора действий .

У ч и т е ль:

Давайте вспомним, какие ещё права есть у
человека?

В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как
они понимают каждое названное ими право.

ДЕТИ:

Право на жизнь, неприкосновенность жилища,
тайну переписки.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по
наследству, а также приобретенное на средства
ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право любовь и заботу родителей.
Право на всестороннее развитие и уважение
человеческого достоинства (ни один ребенок не
должен подвергаться жестокому обращению,
насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов
родителями.
И другие. (Показ слайда “Права человека)

У ч и т е ль: — Скажите, а кто прежде всего
проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь
от неприятностей, создать все необходимые для
вашего развития условия, защитить ваши интересы
и права?

ДЕТИ: (Конечно, наши родители, семья).
У ч и т е ль: Кто в школе защищает ваши
интересы?
ДЕТИ: (Социальные работники, педагоги-
социологи, классный руководитель…).

У ч и т е ль: Где находится их кабинет?
ДЕТИ: (На 1 этаже, каб. 108)
У ч и т е ль: Помните!

Отстаивая свои права, не забывай – у других
они точно такие же! В современном обществе
каждому человеку принадлежат равные права!

У ч и т е ль: Многие из прав мы уже знаем и
пользуемся ими. А имеют ли права литературные
герои?

III. Практическая часть классного часа. (10
мин.)

1. Показ слайдов с вопросами и фрагментами
из сказок (3 мин.)

Викторина “Права литературных героев”.

1) В какой сказке нарушено право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Серая
шейка”, “Красная Шапочка”, “Дюймовочка”,
“Сказка о рыбаке и рыбке”.)

2) Какие литературные герои могли бы
пожаловаться, что нарушено их право на
неприкосновенность жилища? (“Три поросенка”,
зайка из русской народной сказки “Ледяная
избушка”.)

3) Героини каких сказок воспользовались, правом
свободного передвижения и выбора
местожительства? (“Лягушка-путешественница”.)
4) В какой сказке героиня воспользовалась правом
искать и находить в других странах убежище и
защиту от преследований? (“Дюймовочка”.)
5) В какой сказке нарушается право человека
владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или
Приключения Буратино”.)

6) Какие литературные герои воспользовалась
правом на свободу мирных собраний? (“Бременские
музыканты”, “Квартет”, “Белоснежка и семь
гномов”.)

7) Какой известный литературный герой
воспользовался правом на труд, причем обеспечил
себе и другим свободный выбор работы и
справедливые условия труда? (Том Сойер.)
8) В какой сказке подтверждается право
работающего на справедливое вознаграждение? (“Мороз
Иванович”, “Госпожа Метелица”, “Сказка о попе и
о его работнике Балде”.)

9) У какой известной сказочной героини нарушено
право на отдых и досуг, разумное ограничение
рабочего дня? (Золушка.)

Итоги в таблице каждой команде выставить за
работу на этом этапе. Кто лучше – больше баллов.

2. Конкурс знатоков песен о правах (3 мин.)

Для каждой команды исполняется песня. Игроки
должны сказать, о каких правах в ней идет речь

1) “Песня бременских музыкантов” (право на
свободу передвижения, мирных собраний).

2) “Чему учат в школе” (право на образование).
3) “На крутом бережку” из мультфильма
“Приключения кота Леопольда” (право на отдых).
4) “Я на солнышке лежу…” (право на отдых)

Баллы за ответы выставить в таблице за этот
конкурс.

У ч и т е ль:

В каких важных документах каждой страны
записаны права человека? А может кто знает, в
каких других документах общественных и
международных организаций перечислены наши
права? (Учитель показывает все названные
ребятами документы)

ДЕТИ: (Конституция России, Конвенции о
правах ребёнка, Всеобщая декларация прав
человека, Устав нашей школы…)

У ч и т е ль:

Где записаны все права человека? В каком
главном документе? Как он называется? (Если не
скажет никто о декларации, сообщает учитель и,
раздаёт декларацию в отпечатанном виде из 30
статей, выясняет с детьми, что это за документ)

Сейчас вы его увидите.

ДЕТИ: (Всеобщая декларация прав человека)

У учащихся на партах – текст Декларации. Они
просматривают и знакомятся с документом
визуально.

3. Практикум с текстом декларации (3 мин.)

1. И г р а “Герои книг имеют право”.

В игре участвуют все 4 команды. Каждая команда
получает комплект книг. Ведущий зачитывает
статью Декларации, участники игры показывают
книгу, герой которой сталкивается с проблемой,
декларируемой в статье. На доске в таблице
подвести итоги.

К о м п л е к т к н и г:

  • Андерсен, Х.-К. “Дюймовочка”.
  • Гаршин, В. М. “Лягушка-путешественница”.
  • Крылов, И. А. “Мартышка и очки”.
  • Мамин-Сибиряк, Д. Н. “Серая шейка”.
  • Маршак, С. Я. “Багаж”.
  • Михалков, С. В. “Три поросенка”.
  • Носов, Н. Н. “Приключения Незнайки и его
    друзей”.
  • Перро, Ш. “Красная Шапочка”, “Золушка”.
  • Пушкин, А. С. “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  • Распэ, Р. Э. “Приключения барона Мюнхгаузена”.
  • Русская народная сказка. “Репка”.
  • Твен, М. “Приключения Тома Сойера”.
  • Толстой, А. Н. “Золотой ключик, или Приключения
    Буратино”.
  • Чуковский, К. “Айболит”.

Подвести итоги в таблице за этот конкурс.
Чья команда больше дала правильных ответов, та и
НАБРАЛА больше баллов.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А – право на
здоровье (1 мин)

(проводит физорг класса)

IV. Знакомство с ООН (7 мин.)

1. Открытие нового (3 мин.)

У ч и т е ль: РЕБЯТА, КТО ЗНАЕТ?

Кто создал этот важный для человечества
документ
“Всеобщую декларацию прав
человека”?

Во всём мире эта международная организация защищает
интересы и права людей, она помогает защитить
права человека. Сегодня День этой международной
организации. Кто-то знает, что это за
Международная организация? (Ответы детей)

У ч и т е ль сам продолжает сообщение, если дети
не смогут назвать ООН:

По-прежнему где-то происходят военные
конфликты, теракты, совершаются преступления,
случаются аварии, катастрофы…

В свете последних военных событий в Цхинвале
погибло много детей и взрослых, весь город хотели
уничтожить и стереть с лица земли грузинские
боевики.

Какие же международные организация вступают на
защиту любого города, любого человека. (Можно
подготовить вожатых 5 класса и они расскажут из
истории ООН).

Наиболее авторитетной среди них является ООН
(Организация Объединенных Наций). Вам интересно
узнать из истории создания ООН? Давайте
посмотрим слайд и прочитаем информацию об ООН.
(Презентация)

Она возникла в 1945 году после Второй мировой
войны, которую развязала фашистская Германия и в
результате которой погибло более 50 миллионов
человек. Было разрушено множество городов, сёл и
деревень. Люди всего мира осознали, к каким
последствиям может привести нарушение прав
человека, а именно самого главного права – права
на жизнь, что война, самый худший способ решения
споров и проблем. Сегодня человечество обладает
таким мощным оружием, что третья мировая война не
только не решит все проблемы, но вместе с тем и
уничтожит всё человечество. Чтобы предотвратить
глобальную катастрофу, народы нации
объединились во всемирную организацию –
Организацию Объединённых Наций, которая главной
своей задачей поставила обеспечение прав
человека во всём мире.

Располагается ООН в штаб-квартире Нью-Йорка.
Хотя это город США, но земля на которой стоят
здания ООН не принадлежит Соединённым Штатам –
это международная территория. Перед входом на
неё развеваются флаги всех государств планеты.

(Показ на глобусе и на карте Нью-Йорка. Плакат
с флагами всех стран мира показать и обратить
внимание!)

Управление в ООН

Человечество объединяет Международная
Организация Объединённых Наций. Её день рождения
24 октября 1945 года, когда был утверждён Устав.

В состав входило 51 государство

Главные органы управления
Генеральная Ассамблея
(Главное собрание)

Постоянные представители 5 государств
Великобритания, Китай, Россия, США, Франция

1 представитель от каждого из 185
государств
Проводят специальные совещания, советы, комитеты

У ч и т е ль: У ООН есть свои символы (показ
слайда или найти картинки с флагом,
штаб-квартирой, Советом безопасности ООН)

Что означают эти символы? (Показ
слайдов поочередно)

(Ответы детей или показ слайда с ответами).

1. Изображение на флаге ООН означает “все
материки планеты на фоне голубого чистого неба
борются за мир во всём мире”.

2. Пистолет с завязанным дулом перед зданием
Генеральной Ассамблеи означает: “Нет войне!” –
то есть одной из задач ООН является
предотвращение войн.

3. Круглый стол в зале Совета Безопасности
символ установления равноправия между
государствами и всеми людьми на планете: “за
круглым столом все участники заседания могут
видеть друг друга и находятся в равном положении
относительно остальных”.

Задачи ООН:

1. Сохранение мира на планете и мирного
сотрудничества государств, оказание помощи
нуждающимся государствам.
2. Защита равных прав каждого жителя Земли.

2. Практикум “Поработай в ООН” (4 мин.)

1 задание: Сделай подписи под картинками, что
делает ООН, чтобы предотвратить войну.

(Раздать листы каждому или 1 лист группе)
(Презентация.СЛАЙД)

2 задание: Реши задачу.

1. Правители некоего государства “А” захватили
маленькую страну “Б”. По единому решению Совета
Безопасности ООН государство “А” было признано
захватчиком, и объединённые войска нескольких
государств нанесли поражение армии “А” и
освободили страну “Б”. Кто нарушает
международные законы?

Какие наказания могут быть наложены на
провинившееся государство?

Дети: Миротворческие войска могут быть
выделены только с согласия участников раздора.
Они встанут между ними и будут обеспечивать мир и
порядок. Солдаты и офицеры в голубых касках с
надписью “UN” (Объединённые нации) под
флагом ООН займут дороги, мосты, города там, где
шли бои.

А в это время противники сядут за стол
переговоров и будут искать мирное решение спора.
На провинившееся государство могут быть
наложены разные наказания: перестанут торговать,
общаться, помогать, и даже не разрешат
участвовать в спортивных соревнованиях.

Итоги в таблице каждой команде выставить за
работу на этом этапе.

V. Итог заседания клуба. (2 мин.)

У ч и те ль: Наш урок (классный час) подошел к
концу. Подводим итоги работы каждой группы.

— С каким важным документом вы познакомились?
— Какой организацией он был принят?
— Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за
партами в школе?

О б о б щ е н и е: именно это право –
право на образование позволило вам
познакомиться с правами человека в обществе. А
книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги,
в них вы найдете полезные советы, в том числе о
том, как защитить свои права!

Сегодня лучшей группой в работе и обсуждении
темы была 1,2,3,4 группа (по итогам)


Название группы по цвету
флажка у каждого
Оригинальная расшифровка
классного часа
Театр

(дом.
задание учителя)

Ответ – тема

В и к т о р и н а

“Права
литературных героев”

К о н к у р с знатоков песен
о правах
Практикум с текстом
декларации
Общий результат
Красные114129
Жёлтые122128
Синие212128
Жёлтые212117

Победителям присваивается звание
“Интеллект будущего”.

Р е л а к с а ц и я: Кто считает, что он
сегодня получил новый багаж знаний и ему было
интересно на заседании клуба, прошу свой флажок
разместить у слова ООН, кто не испытывал радости
познания – у слова Декларация. Если кто-то не
хочет выразить своё отношение – можете оставить
флажок у себя!

Прошу 1 группа, 2,3,4. Поочерёдно посадить и
обратить внимание, что в основном все получили
пользу и радость открытия нового для себя!
Спасибо за высокую оценку! До новых встреч в
клубе!

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *