Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Свойство печатного текста – быть источником сведений об орфографическом облике. 2-й класс

  • Ярунина Анна Сергеевна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: отработка выведенного
способа действия проверки орфограмм слабых
позиций по словарю.

Цель: формировать умение
выполнять установленную последовательность
действий при списывании слов из словаря.

Задачи:

  • повторить слабые и сильные позиции звуков;
  • отработать умение проверять орфограммы слабых
    позиций по словарю;
  • отработать приёмы работы с орфографическим
    словарём;
  • открыть свойство печатного текста быть
    источником сведений об орфографическом облике
    слова.

Оборудование: мультимедийное
сопровождение

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Настрой ребят на работу. Запись
числа. Минутка чистописания.

2. Активизация учащихся

Учитель: Какие секреты слов открыли на
предыдущих уроках русского языка?
Дети: У звуков в словах есть сильные и
слабые позиции.
У.: Для чего нам нужно знать сильные и
слабые позиции звуков?
Д.: Чтобы видеть слабые позиции при
записи слова и не допускать ошибок.
У.: Давайте заполним таблицу.

3. Работа по таблице (слайд 2).

У.: Назовите сильные и слабые позиции
гласных звуков?
Назовите сильные позиции согласных звуков?
Назовите слабые позиции согласных звуков?

Дети отвечают на вопросы учителя. На слайде в
таблице появляются модели сильных и слабых
позиций звуков.

4. Запись слов с пропуском орфограмм слабых
позиций. Проверка по словарю.

У.: Молодцы. А теперь попробуем
записать слова с пропуском слабых позиций.
Отгадайте загадку (слайд 3)

Дети отгадывают загадки, на слайде
появляется изображение.

Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит,
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.

Собака

Один ученик записывает отгадку на доске,
остальные ученики в тетради.

У.: Согласны с написанием слова?

Если возникнут разночтения, то разобрать с
чем не согласны.

Аналогично работаем с остальными словами.

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.

Петух

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?

Соловей

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Медведь

У.: А Сам Самыч считает, что проускать
слабые позиции не нужно, поэтому записал слова
без пропусков. Вот что у него получилось (слайд
4)

У.: Как вы думаете, правильно ли он
написал слово собака?
Д.: Нет. Это слово пишется по-другому.
У.: Как проверить, кто прав Сам Самыч или
вы?
Д.: По словарю.
У.: Найдите это слово в словаре.

Кто нашёл первый, называет страницу и
столбик, в котором находится это слово.

У.: Подчеркните карандашом буквы в
слабой позиции, проговариваем орфографически,
вставьте буквы в нашу запись.

У.: Проверьте работу Сам Самыча далее.
Работать будете парами, как сидите. Правильный
вариант запишите в тетрадь.

Дети работают в тетрадях, затем проверяем:

У.: Прочитайте первое слово
орфографически…и т. д.

Дети читают слова, на доске появляется
правильная запись слова.

5. Открытие свойства печатного текста –
быть источником сведений об орфографическом
облике слова

У.: А как мы можем проверить
орфограммы слабых позиций, если под рукой нет
словаря?
Д.: Спросить у взрослого?
У.: Прочитайте шутливый диалог (Два
ученика читают по ролям).

(Слайд 5)

Муха

– Ты куда попала, муха?
– В молоко, в молоко.
– Хорошо тебе, старуха?
– Не легко, не легко.
– Ты бы вылезла немножко.
– Не могу, не могу.
– Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.
– Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей.
Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.

(О. Мандельштам)

У.: Автор стихотворения очень хотел
помочь мухе, попавшей в беду. Как вы думаете,
помог ли бы он бедняжке, выполнив её просьбу?

Выслушиваются ответы детей.

У.: Запишите слово молоко в
транскрипции.

Один ученик записывает слово у доски, а
остальные в тетради.

У.: Проверим (На доске появляется
запись слова в транскрипции).
А можете ли это
слово записать правильно без проверки по
словарю.

Д.: Можем. Так как в стихотворении оно
записано без ошибок.

У.: Это стихотворение я взяла из
нашего учебника. А в учебнике все слова записаны
без ошибок. Так кроме словаря, где ещё можно найти
слово записанное правильно без пропусков.

Д.: Можно найти правильно написанное
слово без пропусков в учебнике.

У: Сделайте вывод. Какие способы
проверки слова мы уже узнали.

6. Физминутка (слайд 6)

Играет музыка. «Танец утят». Дети
танцуют

7. Отработка способа проверки (слайд 7)

У.: Перед вами необычный
«перекрёсток». Это кроссворд. Отгадайте
загадки и отгадки впишите в кроссворд. Слова
нужно вписывать в каждую клеточку по букве. При
записи слова пересекутся. Только учтите: слова
должны быть записаны правильно! Иначе
«перекрёсток» не получится. Поэтому, когда
будете записывать слова, не торопитесь. Если не
уверены, как пишется какое – нибудь слово,
проверьте его по словарю или другим способом,
который мы открыли на уроке.
Работать будете в группе по 4 человека, каждый
ученик в группе вписывает одно слово, а остальные
помогают и контролируют.

Задания кроссворда.

По горизонтали:

1. Дом
зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох)

2. Быть занудой не люблю,
Не строгаю, не пилю,
Я в решеньях очень скор.
Потому, что я – … (топор)

По вертикали:

3. Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла. (Корова)

4. Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Всё ей вокруг интересно,
Всем эта птица известна.
Кто это? (Сорока))

У.: Проверяем.

Сначала взаимопроверка, потом читаем слово
орфографически, оно появляется в кроссворде.

У.: Как вы записали первое слово?
Проговорите орфографически. (Каждая группа
проговаривает одно слово)

8. Самостоятельная работа (слайд 8)

У.: Запишите слова в два столбика: в
первый – названия птиц, во второй
– названия остальных животных. Орфограммы
слабых позиций проверяйте по словарю.

В(а,о)р(а,о)бей, с(а,о)рока, за(е,и,яц), с(а,о)бака,
п(е,и)тух, к(а,о)рова

Проверка. Появляется правильный вариант
записи слов.

9. Рефлексия

У.: Какие способы орфограмм слабых
позиций мы знаем?
Д.: По словарю, спросить у взрослого,
по учебнику.
У.: Какой словарь используете при
проверке орфограмм слабых позиций.
Д.: Орфографический.

10. Домашнее задание

У.: Запишите домашнее задание в
дневник. Страница 87 упр. 109, 110

– Прежде чем приступить к выполнению
упражнения, внимательно прочитайте задание к
упражнению.
– Спасибо вам, ребята, за урок.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *