Температура и способы ее измерения

  • Пленова Татьяна Феликсовна, учитель физики

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (629,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Температура — одно из ключевых понятий
физики, пронизывает весь школьный курс, наряду с
такими понятиями как энергия, пространство,
время.

Раскрытие содержания и смысла этого понятия на
уроках физики начинается в 8-ом классе. Согласно
планированию (по учебнику Перышкина А. В.),
введение температуры как физической величины
ложиться на самый первый урок в году и требует
соответствующей подготовки учителя.

Чтобы введение понятия организовать
оптимальным способом, мы используем заранее
заготовленные планы описания для величины.

План описания величины:

  1. Название величины.
  2. Явление или свойство тел, характеризуемое
    данной величиной.
  3. Обозначение величины.
  4. Единицы измерения величины.
  5. Приборы для измерения величины.

Использование подобных планов позволяет
структурировать материал, относительно
запрашиваемой величины, организовывает логику
изложения.

В соответствии с планом описания величины и
составлена презентация к уроку (слайды №№ 1- 2)

В процессе фронтальной беседы мы выводим
учащихся на три параметра, которые характеризует
температура (слайд №3):

  • степень нагретости тела;
  • состояние теплового равновесия;
  • направление теплообмена.

Разговор об обозначении температуры (слайд №5)
приводит к разговору о единицах измерения (слайд
№5) и соответственно различных температурных
шкалах (слайд №6).

Раскрыть суть реперных точек, каждой
температурной шкалы и взаимосвязь между
температурными шкалами, позволят
соответствующие слайды (слайды № 7 — 10).

Школьный курс физики основан на формировании
умения производить измерения некоторых
физических величин. И несмотря на то, что мы
формируем умения измерять температуру только
контактным способом, в классификационной схеме
(слайд №11) мы даем и второй способ —
бесконтактный. В 8 классе этот материал, как
дополнительный, может быть использован с целью
формирования интереса к предмету, если учитель
охарактеризует область применения пирометров
(приборов, измеряющих температуру бесконтактным
способом).

Измерения температуры контактным способом
осуществляется термометром (слайд №12). При
нажатии на заголовок «Контактный способ» мы
наблюдаем анимацию, отражающую привычную для
учащихся ситуацию измерения температуры (слайд
№13).

Однако, измерения могут осуществляться
термометрами, в основе работы которых лежат
разные принципы работы. Классификация видов
термометров дана на слайде №12.

Переходя по соответствующим гиперссылкам, мы
знакомим учащихся с разными видами
термодинамических жидкостей в жидкостном
термометре, и принципом работы термометров
сопротивления, манометрического, жидкостного,
биметаллического и термопары (слайды № 14 — 19).
При этом, мы акцентируем, что в основе работы
термометра лежит зависимость той или иной
величины от температуры.

Повторно, в содержание образования понятие
температуры включено в урок 10-го класса
«Измерение температуры. Температура — мера
средней кинетической энергии» в разделе
«Молекулярная физика». Для эффективного
повторения понятия температуры мы рекомендуем
опять обратиться к данной презентации.

Предлагаемая презентация может быть
использована не только на уроках введения нового
материала, на уроках повторения, но и при
контроле знаний. Ее можно использовать как
опорный конспект для устного опроса. Особенно
это целесообразно на уроках в 8 классе, когда еще
идет формирование понятия. В старшей школе
применение данной презентации для опроса может
быть рекомендовано для учащихся со слабо
сформированным теоретическим мышлением и
коммуникативными навыками.

Сама форма подачи материала в виде презентации
задает первоначальный образ, который лежит в
основе лучшего запоминания темы. Использование
классификационных схем способствует такому
качеству знаний как системность.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *