Урок географии по теме Водлинская низменность

  • Мартынов Алексей Александрович, учитель географии, биологии и химии

Примечание: урок направлен на изучение региональной части курса изучения
географии в 8 классе – географии Карелии (физико-географических районов
Карелии).

Цели урока.

  • Создать образ Водлинской низменности; показать ее уникальность,
    специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу
    (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы
    поэтов и писателей).
  • Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из
    различных источников информации.
  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.
  • Развивать умения анализировать карты и делать выводы.

Средства обучения: карты атласа КАССР, физико-географическая карта
России; репродукции картин русской природы, контурная карта Карелии.

Тип урока: интегрированный (география, изобразительное искусство и
литература)

Форма урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

Тест (раздаточный материал).

1. Как называется самая болотистая и крупная равнина в России?

2. Представителями животного мира, какой из перечисленных природных зон
являются соболь, рысь.

  1. Тайга.
  2. Тундра.
  3. Степь.
  4. Полупустыня.

3. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?

  1. Швеция.
  2. Армения.
  3. Турция.
  4. Монголия.

4. Какие объекты разделяют: Татарский пролив и пролив Маточкин Шар?

5. В каких морях расположены следующие заливы: Финский залив, Обская губа,
Пенжинская губа, Шелихова.

6. Расположите с востока на запад острова: Северная Земля, Врангеля, Новая
Земля, Новосибирские острова.

7. Установите соответствие река – море: (Дон, Обь, Анадырь, Лена, Амур ) –
(Охотское, Азовское, Берингово, Карское, Лаптевых, Каспийское).

8. Соотнесите названия гор и горных вершин, которые на них расположены:
(Алтай, Кавказ, Урал, хребет Черского) и (Народная, Победа, Казбек, Белуха,
Эльбрус).

9. Выделите форму рельефа, образовавшуюся в результате древнего оледенения:

  1. Оза.
  2. Пещера.
  3. Карлинг.
  4. Дюна.

10. Основная часть России расположена в климатическом поясе:

  1. Арктическом.
  2. Умеренном.
  3. Субарктическом.
  4. Субтропическом.

11. Установите соответствие:

Тип климатаобъекты
Умеренно континентальный климатКамчатка
Континентальный климатПриволжская возвышенность
Резко континентальный климатСахалин
Муссонный климатЗападно-Сибирская низменность
Морской климатБайкал

12.

Плодородие почв обеспечивается наличием:

  1. Гумуса.
  2. Грунтовых вод.
  3. Живых организмов.

13. Расставьте смену почв при движении с юга на север: (чернозёмы,
подзолистые, серые лесные, тундрово-глеевые, каштановые).

3. Географический диктант по контурной карте (определите объекты по
цифрам, расставленным на карте России). (Рисунок 1.)

4. Усвоение нового материала.

Учитель. Ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок, урок,
посвящённый Водлинской низменности. Как вы представляете себе Водлинскую
низменность? Какие зрительные образы возникают у вас при упоминании о ней?

Водлинская низменность – одно из красивейших мест нашей республики и пудожья,
давно заселённый и освоенный район. На ней имеется множество живописных
ландшафтов. Она придаёт человеку духовные и физические силы, успокаивает,
восстанавливает здоровье.

Александр Бугмырин написал о быте Пудожья такие проникновенные строки.
Согласны ли вы с ним?

В городке над Водлою,
В песенном краю
Проводил я тихую
Молодость свою.

Пудожа обычаи
Я в душе храню.
Званье пудожанина –
Нет, не уроню!

Пудожские “чайники”:
Пей, так через край.
Шальские “налимщики”:
Рыболюбам – рай.

А былины Пудожья
Байкали меня…
Но без анекдотика
Не пройдёт и дня.

Местные пословицы –
Каламбуров рой,
Поговорки – басенки,
Едкие порой.

Сказки бесподобные,
Хитрые всегда.
И частушки складные –
“Пентюху”– беда.

Пляска всенародная
Подымает пыль:
Хороша нарядная
Пудожа кадриль.

Праздник– дело тонкое:
Так уж повелось
(С хлебом и солонкою).
В доме – всякий гость!

Как красив и сладостен
Пудожский фольклор:
Сколько звоно-радости
Помню до сих пор!

Водлинская низменность – земля, где зародилась наша республика. Здесь
расположены самые древние стоянки людей, датируемые 10–8 тыс. лет назад. А вы
знаете, как называется самая известная из них и почему она так названа? (Бесов
Нос, из-за петроглифа Беса) (Рисунок 2.)

Многое видело Пудожье. Наши писатели обращались к ней, местные поэты
воспевали в стихах, художники изображали на картинах леса и реки. (показ
репродукции
картин И.И. Шишкина “Мишки в лесу”)
(Рисунок 3.)

  1. Как называется картина, и кто является автор?
  2. Какая природная зона изображена на картине?

Учитель: На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения
познакомиться с Водлинской низменностью. Поможет нам в решении данной задачи
типовой план изучения природного региона (оформлен на доске):

План характеристики ПТК.

  1. Географическое положение.
  2. Тектоническое строение и рельеф.
  3. Климат.
  4. Почвы.
  5. Внутренние воды.
  6. Растительный и животный мир.
  7. Природные зоны.
  8. Памятники природы.
  9. Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона.

Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет
сохранить логику географического исследования.

Работа по карте: определение ФГП равнины.

Учащиеся озвучивают полученные выводы:

  1. По площади территории низменность уступает лишь Прибеломорской
    низменности;
  2. Находится на юго-востоке Карелии, на западе омывается Онежским озером,
    на востоке – Пудожгорской и Бураковской возвышенностью, затем на севере
    возвышенностью Ветреным поясом, на юге ограничена Андомской возвышенностью;
  3. Низменность расположена в пределах умеренно-континентального типа
    климата;
  4. Природная зоны на территории Водлинской низменности: средняя тайга.

Установите соответствие:

Термины: а) платформа, б) щит, в) оза, г) мелиорация, д) балка, е) морена.

  1. Скопление обломков горных пород, перенесённых ледником и отложенных на
    месте его таяния (е).
  2. Ложбины, вытянутые в длину, с задернованными пологими склонами (д).
  3. Обширные области земной коры, отличающиеся устойчивостью (а).
  4. Система мероприятий, направленных на улучшение природных свойств
    территории с целью повышения их продуктивности (г).
  5. Форма рельефа, образованная в результате наноса осадочных пород рекой на
    древнем леднике, который в дальнейшем растаял (в).
  6. Места выхода кристаллического фундамента на поверхность земли (б).

Работа с опорным конспектом

Тектоническое строение и рельеф.

Вывод:

  1. Одна из крупнейших равнин в Карелии.
  2. Древняя равнина.
  3. Однообразие рельефа (пологонаклонная равнина).
  4. Самая низкая точка – 33 м над уровнем моря.
  5. Протекает одна из крупнейших рек республики – Водла, порожиста.
  6. Чередование бараньих лбов и песчано-галечных пляжей (встречаются дюны!)

Работа с таблицей и картой.

Климат.

Для анализа предлагается таблица (раздаточный материал).

Задание: заполнить таблицу используя климатическую карту Карелии.

ТерриториятемператураГод.

амплитуда

ОсадкиИспаряемостьК
январяиюля

Вывод:

  1. В целом, самый благоприятный климат (мягкая зима и теплое лето).
  2. Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос).
  3. Микроклимат очень разнообразный.

Работа по карте:

  1. Назовите речные системы Водлинской низменности.
  2. Бассейну, какого озера принадлежат реки низменности?
  3. Чем объяснить сток с востока на запад?
  4. Почему реки здесь такие короткие и с маловыработанной речной долиной?
  5. Какие города и поселки расположены на реках?
  6. Какое питание характерно для рек? (смешанное)
  7. Каков режим рек? (с весенним половодьем)
  8. Назовите крупные озёра.

Работа с картой. Растительность и животный мир. Охраняемые территории

  1. Назовите животных и растения обитающих на Водлинской низменности.
  2. Какие заказники, исторические и природные охраняемые объекты расположены
    на равнине?

Учитель. Итак, на этом уроке мы познакомились Водлинской низменностью.
Это один из крупнейших физико-географических районов на территории Карелии.
Можно сказать, что Водлинская равнина – это лицо республики.

5. Закрепление.

Закончите предложение.

  1. Водлинская низменность по площади занимает … место после … низменности в
    республике.
  2. Протяжённость равнины с севера на юг … км, а с запада на восток …км.
  3. Равнинность рельефа обусловлена наличием в основании … .
  4. Здесь выходит на поверхность фундамент, в виде … .
  5. К поднятиям фундамента приурочены возвышенности … .
  6. При отступлении ледника образовались озёра … .
  7. Основная часть равнины расположена в … климатическом поясе.
  8. Равнина находится под влиянием … , приходящих с Атлантики и получает
    много осадков.
  9. Крупными реками являются: … .

6. Домашнее задание: прочитать конспекты урока, приготовить сообщения
по историческим и культурным достопримечательностям Пудожского края.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *