Урок обучения грамоте, 1-й класс по программе Школа–2100, к учебнику Азбука Р.Н. Бунеева и др.

  • Алфёрова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Цели:

1. Образовательные:

  • познакомить со звуком [у] и буквой у;
  • учить писать строчную букву у.

2. Развивающие:

  • развивать фонематический слух посредством
    выделения звука из слова;
  • развивать умение слышать себя и других;
  • развивать внимание и мышление через умение
    анализировать, выделять главное, наблюдать;
  • развивать речь и культуру речи учащихся через
    содержание урока, эталон речи (Речь учителя).

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать доверие друг к другу;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, организация рабочего места.

— Улыбнемся друг другу, дети, и с хорошим
настроением начнем урок.

(Если дети не могут собраться, обратить
внимание на то, на каком ряду дети красивее
сидят).

Актуализация знаний.

На доске следующая надпись: ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ

— Что напечатано на доске? (Буквы).

— Что знаете о буквах? (Бывают печатные и
письменные, могут обозначать звуки — гласные и
согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие).

— Для чего нужны буквы? (Чтобы обозначать звуки
на письме, научиться читать и писать).

— Поднимите руки те, кто уже знает буквы или
умеет читать.

— Молодцы, уже все дети знают буквы и многие
умеют читать!

— Прочитайте, что напечатано на доске.

— Получилось? (Нет).

Учитель предлагает детям самостоятельно найти
выход.

— Найдите способ прочитать эту надпись. (Дети
предлагают свои варианты).

Если дети не могут справиться, учитель
предлагает свою помощь.

— А хотите я вам помогу?

Сначала прочитайте буквы, которые написаны
красным цветом, а потом буквы, которые
напечатаны, синим цветом. (Обучение грамоте)

— Молодцы!

Постановка проблемы.

— А зачем нужен урок обучения грамоте? (Чтобы
выучить буквы, научиться читать, писать,
составлять тексты, быть грамотными).

— Чему будете учиться сегодня? (Познакомимся с
новой буквой, научимся ее писать, будем читать с
этой буквой слова)

— А вот с какой буквой сегодня будем
знакомиться, вы попробуете догадаться сами. А для
этого я предлагаю вам отгадать загадки.

Решение проблемы.

— Слушайте внимательно.

Загадка первая:

Это кто там на тропинке
Домик свой несёт на спинке? (Улитка)

— Молодцы, отгадали загадку!

Загадка вторая:

Плавать — это вам не шутка,
Это знает даже ……….. (Утка)

— И эту загадку отгадали!

Загадка третья:

В теплой сумке детвору
Носит мама………… (Кенгуру)

После каждой отгадки учитель на доску
вывешивает картинку, на которой изображен
предмет — отгадка.

Молодцы, вы отгадали все загадки!

На доске ряд картинок — улитка, утка, кенгуру.

— Как можно назвать группу этих предметов?
(живая природа)

— давайте вспомним еще раз слова-отгадки. (Дети
произносят слова хором вместе с учителем)

— Что заметили? (Во всех этих словах есть звук [у],
а первое и второе слово начинается со звука [у])

Если дети не могут ответить на этот вопрос, то
учитель уточняет.

— Какой одинаковый звук есть в этих словах?

— Произнесите этот звук (Дети произносят хором
звук [у] вместе с учителем).

Ну, что, догадались с какой новой букой
познакомимся? (С буквой у)

Учитель дает установку на правильную
артикуляцию звука.

Чтобы правильно произнести этот звук, нужно
сложить губы трубочкой и вытягивая их вперед
произнести его (Учитель показывает и просит
произнести звук детей).

-Покажите друг другу как правильно нужно
произносить звук [у]- работа в парах.

Давайте вернемся к словам — отгадкам (На доске
под каждой картинкой напечатано слово)

— Произнесите первую отгадку (Улитка).

— Какую позицию занимает звук [у] в слове улитка?
(В слове улитка звук [у] занимает позицию в начале
слова).

Далее так же определяется позиция звука в
каждом слове-отгадке.

— Какое слово может быть лишним и почему? (Утка —
потому что в этом слове 2 слога, а в других 3 слога,
улитка — потому что это слово не начинается со
звука [у], два других начинаются и в этом слове два
звука [у].)

Данная работа сопровождается работой над
схемой слова- дети самостоятельно выполняют
схему каждого слова, показывают количество
слогов, ударный слог и позицию буквы в слове.
Затем сравнивают с образцом на доске.

-Приведите свои примеры, где звук у занимает
позицию в начале слова, в конце слова, середине
слова.

Открытие нового знания.

Введение буквы.

— Какой буквой можно обозначить звук [у]? (Буквой
у)

Учитель вывешивает на доску картинку с буквой у
печатной.

— Какая это буква? (печатная)

— На что похожа буква у печатная? (Ответы детей)

— Послушайте стихи о букве у.

У — сучок в любом лесу

Ты увидишь букву у.

-А на что еще похожа буква у печатная? (На сучок)

Учитель показывает картинку, где нарисована
ветка дерева и сучок в форме буквы у.

Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!

— Что это?

— С каким звуком познакомились? (Со звуком [у]).

— Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой у)

— Вы, наверное, догадались какая тема урока?
(Ответы детей и после ответов учитель чётко
произносит тему урока и открывает ее на доске)

— Тема урока: Звук [у] — буква у.

Физминутка.

— Как воет ветер? (у-у-у-..)

— Как воет сильный ветер? (Дети усиливают силу
звука)

— Сейчас будем выполнять физминутку
«Ветер».

Я буду произносить слова, а вы будете их
выполнять и сопровождать новым звуком.

Первичное закрепление — самостоятельная работа
с взаимопроверкой.

Корректурная проба — упражнение на внимание
«Найди букву».

Каждому ученику дается листок, на котором можно
увидеть ряд печатных букв (16). Найди и обведи
букву у.

Взаимопроверка.

— Посчитай, сколько их? (5)

— Поднимите руку те, кто нашел 5 букв, 4 буквы и т.
д. Учитель хвалит тех детей, которые справились с
заданием и тех, кто нашел не все буквы.

— Какой звук обозначает буква у?

— Дайте характеристику звуку у. (С
доказательством)

  1. Гласный (Поется, тянется, нет преграды при
    произношении);
  2. Может быть ударным/безударным (утка, улитка);
  3. Может образовать слог (ут-ка, у-жи).

7. Работа по учебнику Азбука (с. 58)

— Давайте откроем учебник и посмотрим, что там
говорится о нашей букве.

— Почему буквы-человечки взялись за руки? (Они
обозначают гласные звуки)

— Посмотрите, буква у стоит рядом с другими
буквами, она тоже протянула им руку. Почему?

(Ответы детей)

Произносим звуки нараспев. Сколько гласных
звуков уже знаем?

Гласные могут образовывать слоги. Проверим.

Чтение слогов.

1 столбик слогов — хоровое чтение, тянем гласный.

— Что общего во всех слогах? (Буква о)

Чтение 2, 3 и 4 столбиков слогов. Что общего в
каждом из столбиков?

— Найдите среди этих слогов слово, что оно
обозначает? (ты, указывает на кого-нибудь)

— Какой столбик слогов будет лишним и почему?

Чтение 5 столбика слогов.

-Что заметили? Встретили новую букву. (Букву у)

— На твердость или мягкость указывает звук у?

— произнесите новый звук, соблюдая правило
произношения.

Физминутка.

-Дети, сядьте удобно, закройте глаза и
произнесите звук у:

  • покажите голосом, как воет ветер;
  • как воет сильный ветер;
  • как воет волк;
  • как гудит паровоз.

Введение письменной строчной буквы у.

— С какой новой букой познакомились? (Буквой у)

— Какая это буква? (Печатная) На доске картинка с
печатной буквой у.

— Какой звук она обозначает?

— А с какой ещё буквой нужно познакомиться?
Зачем? (Ответы детей)

Учитель вывешивает на доску образец строчной
буквы у.

Сравнительный анализ буквы у печатной и буквы у
письменной строчной.

— Похожи ли эти буквы или различаются и чем?

— Где можно увидеть письменную строчную букву у?
(В прописи)

Работа в прописи. (С.26)

-Рассмотрите строчную букву у.

— Из каких элементов она состоит? (крючок и
прямая наклонная линия, переходящая в петлю)

На доске образцы элементов.

— Знакомы ли вам эти элементы? В каких буквах
встречаются?

— Эти элементы вы уже писать умеете! Трудно ли
будет написать букву у строчную? (Нет)

— Откуда буду начинать письмо буквы у? (Сверху)

Учитель обращает внимание на то, что буква
строчная — основная часть буквы заключена в
строке, особенность буквы — выходит вниз за
рабочую строку.

Письмо строчной буквы у.

  • письмо в воздухе с комментарием учителя;
  • письмо пальцем на парте с комментарием одного
    из учеников.

— Чтобы правильно и красиво написать новую
букву, надо вспомнить элементы, из которых она
состоит.

— Сначала попробуем написать один элемент —
наклонная прямая с переходом в петлю.

— Где пересекается петля? (На нижней рабочей
строке)

  • обведение буквы у по контуру в прописи, с.26 — с
    комментированием учителя и показом на доске.
  • самостоятельное письмо.

— Обведите самую красивую свою букву.

— У кого получилось написать букву у красиво?
Молодцы!

— У кого не получилось, не огорчайтесь. Ведь вы
пришли учиться.

Закрепление зрительного образа (Вылепливание
изученной буквы из пластилина).

— Ребята, перед вами лежит кусочек яркого
пластилина, салфетка. Сейчас попробуйте вылепить
свою букву.

— Сравните свои буквы с образцом.

— А теперь покажите друг другу свои красивые
буквы. Вам понравилось?

Итог.

— С какой буквой познакомились?

— Какой звук она обозначает?

— Дайте ему характеристику (С примерами).

— Чему научились?

— Что больше понравилось?

— С каким настроением уходите с урока?

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *