Урок русского языка по теме Простое и сложное предложения

  • Басова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов

Цели:

  • Обучающая: систематизировать знания о простых и
    сложных предложениях, умение делить сложное
    предложение на простые, продолжить работу по
    разбору предложений по членам предложения.
  • Развивающая: развивать внимание, речь, память,
    воображение.
  • Умение работать в парах, самостоятельно,
    сравнивать, обобщать, контролировать себя и
    товарищей.
  • Валеологические: следить за осанкой учащихся,
    проведение физминуток.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Под музыку А. Вивальди «Времена года. Весна»,
учитель читает отрывок из стихотворения И.
Никитина.

На доске:

Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

— О чём это стихотворение?

— По каким признакам определили, что весна?

— Как понять «караваном летят»?

2. Повторение.

— Найти какие орфограммы встретились и
доказать?

— Какое это предложение, почему?

— Как на письме выделяют простые предложения в
сложных?

Сегодня продолжим работу над сложными
предложениями.

Запись отрывка из стихотворения по памяти.
Взаимопроверка.

Итог:

— Как отличить сложное предложение от простого
предложения?

— Когда ставятся запятые в предложениях?

Физминутка: «Кулак, ребро,
ладонь» (увеличивая темп)

3. Словарная работа.

Отгадать кроссворд, записывая слова в тетрадь,
учитель на доске.

1. Месяц, за которым наступает весна. (февраль)

2. Животное, которое спит всю зиму и просыпается
с приходом весны. (медведь)

3. Появляется под крышами в конце февраля на
солнечных местах. (сосулька)

4. «Летит скворец — весны:» (гонец)

5. Первый признак весны. (капель)

Какое ключевое слово получилось? (весна)

Поставить ударение и подчеркнуть безударный
гласный? Какое слово «лишнее»?

Творческая работа: На тему весна, используя
отгаданные слова составить простые и сложные
предложения. Выберите сами, какое вы будите
составлять предложение, доказать, подчёркивая
основу предложения. Для проверки работают на
переносной доске на оценку 2 ученика (1 —
составляет сложное предложение, 2 — простое
предложение).

Итог:

— Как отличить сложное предложение от простого
предложения?

— Когда ставятся запятые в предложениях?

Физминутка: гимнастика для глаз.

4. Закрепление пройденного материала.

Работа в парах: на партах текст «Весенний
календарь»

У нас весна длится три месяца. Хорошо, если ты
шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь,
запоминаешь. Весенние изменения следует в
строгом порядке. Никогда стриж не прилетит
раньше жаворонка, а ландыш не зацветёт раньше
подснежника. Ландыш и жаворонок не читают
календаря, но каждая птица и растение знают свой
месяц и даже число. В апреле звенят одни песни, в
мае раздаются другие.

Просыпается медведь, вышли из нор барсук и ёж. А
о чём рассказывает журавлиная стая? О том, что
сквозь дожди и туманы возвращаются птицы в
родные края.

— Прочитать и ответить, что нового для себя
узнали?

— Подумайте на какие группы можно разделить
предложения?

Прочитать простые предложения и доказать (1
группа), прочитать сложные предложения и
доказать (2 группа).

  • 1 — вариант: списывает простые предложения,
  • 2 — вариант: списывает сложные предложения.

Сильные ученики 1 группу предложений делят на 2
группы: простые предложения с однородными
членами предложений и простые предложения без
однородных членов предложения. (под музыку)

Проверка: прочитать предложения с однородными
членами предложений, какие встретились
однородные члены?

Дополнительное задание: разобрать предложение:
Весенние изменения следуют в строгом порядке.

Итог:

— Как отличить сложное предложение от простого
предложения?

— Когда ставятся запятые в предложениях?

5. Рефлексия.

На доске берёзка.

— С наступлением весны, какие происходят
весенние изменения на деревьях?

— На столах лежат почки, разверните их, что
получится? (листочек)

Приклеивают на верхнюю крону дерева листочки,
те ученики — кто понял, как отличить сложное
предложение от простого предложения, а ниже —
кому ещё тяжело различать сложное предложение от
простого предложения.

6. Домашнее задание.

  • 1 вариант — повторить правила по изученной теме,
    упражнение 389.
  • 2 вариант — на оценку написать мини-сочинение,
    используя сложные и простые предложения о
    сегодняшнем уроке.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *